Стремление японского авиапрома к самостоятельности отнюдь не ограничивается только вертолетостроением. В 2000 годах конструкторы
Страны восходящего солнца успели попробовать себя в разных жанрах, демонстрируя порой весьма оригинальные подходы. Один из примеров того - параллельная разработка двух так
называемых "самолетов-близнецов": военно-транспортного С-Х и морского патрульного Р-Х, начатая группой компаний во главе с все той же "Кавасаки" в 2001 г. Идея
довольно проста - экономия средств на этапах создания, испытаний, производства и эксплуатации самолетов за счет унификации конструкции и бортовых систем. Справедливости
ради заметим, что унификацию как таковую трудно назвать чем-то новым в авиастроении - вспомним хотя бы историю Ан-10 и Ан-12.
Но вряд ли кому-то приходило в голову унифицировать столь непохожие летательные аппараты. Судите сами. Взлетная масса
противолодочника Р-Х составляет 80 т, а транспортника - 141 т (разница - 76%!). Первый - низкоплан, второй - высокоплан. На первом - 4 двигателя, на втором - 2. Не говоря
уже о том, что исходя из различного назначения, у этих самолетов совершенно разные фюзеляжи, шасси и многие системы. Когда специалисты "Кавасаки" начинали эту работу, их
лозунгом было: "Один проект - два продукта". Но сейчас от этой красивой идеи остались одни воспоминания. На сегодня общими у самолетов являются: остекление кабин, отъемные
части крыла, консоли горизонтального оперения, приборная панель в кабине пилотов, компьютер системы управления полетом, ВСУ, системы контроля, предупреждения и т.п. Тем не
менее, японцы утверждают, что достигли сокращения стоимости создания самолетов на 218 млн. USD при суммарных затратах на их разработку порядка 3 млрд. USD в ценах 2007 г.
Таким образом, на этапе создания они отыграли около 7% и ожидают дальнейших выгод от сокращения стоимости производства и эксплуатационных расходов. Глядишь, и выйдут
процентов на 10.
Подобно ситуации с "Нинзей", в решении Управления обороны Японии на разработку "близнецов" присутствует явный политический
подтекст. Японские генералы решительно отвергли американские предложения о поставке морского патрульного самолета нового поколения Р-8 Poseidon, разрабатываемого на базе
Boeing 737, и военно-транспортных Lockheed Martin C-130J и Boeing С-17. Формальная причина - несоответствие специфическим требованиям Сил самообороны. Но дело, конечно, не
в этом. Истинная причина - несоответствие возросшим амбициям японской промышленности.
Оба проекта развивались (во всяком случае, до настоящего времени) в атмосфере скромности, приличествующей истинным самураям.
Разработка шла без излишней шумихи, чтобы не сказать - в полной тайне. Р-Х впервые поднялся в небо 28 сентября 2007 г. с авиабазы Гифу, при этом присутствовали лишь те,
кому это действительно необходимо. Полет длился 1 час и завершился успешно. В последнее время достоянием общественности стали еще по 2-3 снимка каждого из "близнецов". В
общем, о них известно немного.
Про Р-Х можно лишь сказать, что он разработан для замены старого американского базового патрульного самолета Р-3 "Орион",
впервые поднявшегося в небо еще в 1958 г. (т.е. 50 лет назад!) и прослужившего в ВМС Сил самообороны верой и правдой более 20 лет. Считается, что японцы намерены закупить
80 новых противолодочников, а первые поставки запланированы на 2011 г. Для повышения боевой эффективности и облегчения работы экипажа самолет оснащен системами с
искусственным интеллектом, в которых японцы традиционно сильны. Например, система управления полетом должна формировать несколько возможных сценариев атаки субмарины и
рекомендовать из них лучший в соответствии с заданным критерием. Интересно, что Р-Х будет первым в мире серийным самолетом с системой управления нового типа -
оптоволоконной. По сравнению со ставшей уже традиционной электродистанционной СУ она обладает значительно большей устойчивостью к проблемам электромагнитной совместимости,
а также к воздействию электромагнитного импульса при ядерном взрыве. Самолет оснащен оригинальными японскими двигателями Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10,
процесс сертификации которых в настоящее время завершается. В 2005 г. они прошли испытания на летающей лаборатории С-1.
Поисковое противолодочное оборудование самолета рассчитано на восприятие всего спектра физических полей лодки. На борту есть
радиогидроакустические буи, РЛС с фазированной антенной решеткой, магнитометр, низкоуровневые инфракрасные и телевизионные датчики. Внутренний отсек вооружения рассчитан на
размещение противолодочных торпед, а 8 подкрыльевых пилонов - на подвеску противокорабельных ракет или глубинных бомб. Ввиду богатого оборудования цена серийного самолета
составит 141,5 млн. USD, что по сравнению с американскими аналогами весьма немного. В 2008 году Р-Х переименован в Р-1 (XP-1).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
P-1 |
Размах крыла, м |
35.40 |
Длина самолета, м |
38.00 |
Высота самолета, м |
12.10 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
80000 |
Тип двигателя |
4 ТРДД IHI XF7-10 |
Тяга, кН |
4 х 60.0 |
Максимальная скорость, км/ч |
900 |
Крейсерская скорость, км/ч |
833 |
Практическая дальность, км |
8000 |
Практический потолок, м |
13520 |
Экипаж, чел |
3+ |
Полезная нагрузка |
боевая нагрузка - до 9000 килограмм:
торпеды: МК-46, Туре 97, GRX-5, ракеты: AGM-84 Harpoon,
AGM-65 Maverick, ASM-1С, мины,
глубинные бомбы до 100 шт, РГБ |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2009
|