Наиболее долгой была
эксплуатация "Нептуна" в японской военно-морской авиации, возрождение
которой началось в 1953 году. Их задачей было обеспечение прохода через
японские проливы кораблей 7-го флота США, в случае их блокирования
советскими или китайскими ПЛ.
В 1956 году командование
японских "сил самообороны" приняло решение об увеличении парка
патрульных противолодочных самолетов. С компанией "Кавасаки Хэви
Индастриз" (KHI) было заключено соглашение о лицензионном производстве
"Нептуна" в Японии.
Для изучения и освоения
японцам поставили 16 P2V-7. С 1959 года на заводе в Гифу началось их
серийное производство, завершившееся выпуском 48 самолетов. В 1965 году
они стояли на вооружении четырех эскадрилий, базировавшихся в Каное,
Хатиноэ и Симозе.
В 1961 году фирма KHI
начала разработку собственной модификации "Нептуна". Прототипом новой
версии P2V-7kai (позднее переименованной в P-2J) стал
самолет с номером 4637. На него, вместо поршневых, установили два
турбовинтовых двигателя "Дженерал Электрик" T64-IHI-10 мощностью по 2850
л.с.
"Турбо-Нептун" совершил
первый полет 21 июля 1966 года. Кроме ТВД, силовая установка машины
включала два ТРД J3-IHI-7C тягой по 1370 кг. Основные двигатели
производились по лицензии фирмой "Исикова-Харима дзюкоге",
вспомогательные были собственной разработкой. В ходе эксплуатации
двигатели заменили на более мощные модификации T64-IHI-10E и J3-IHI-7D.
Механизация крыла включала
предкрылки и закрылки, элероны с триммерами и двухсекционные
интерцепторы на верхней поверхности. Противообледенительная система
защищала переднюю кромку крыла и хвостового оперения. Высота киля и руля
высоты была уменьшена, но хорда их возросла.
За кабиной пилотов был
оборудован небольшой отсек, в котором сидели семь операторов ПЛО
(привычные к тесноте японцы не жаловались), еще трех операторов
разместили в центральной части фюзеляжа за крылом. В кабине пилотов и
обоих отсеках имелись аварийные люки для выхода на крышу фюзеляжа и на
крыло, так как конструкция планера позволяла после аварийного
приводнения машины некоторое время оставаться на плаву.
Кроме поисковой РЛС, в
состав ПЛ оборудования входила система J/J с экранами отображения
тактической обстановки HSA-116 и поисковый прожектор. Навигационное
оборудование состояло из доплеровской РЛС AN/APN-187B-N и навигационного
индикатора N-PT-3. Средства связи включали СПУ, радиостанции УКВ и KB
диапазонов, телетайп и шифровальный аппарат.
Создание P-2J позволило
Японии создать противолодочную авиацию, находящуюся по эффективности на
втором месте в мире после США (по западным данным, - прим.ред.) при
минимальных затратах. В августе 1969 года начался серийный выпуск P-2J.
Первый из них был передан в войска 1 октября. Новые "противолодочники"
быстро сменили Р-2Н, к марту 1982 года их выпустили 82 экземпляра,
однако уже с 1981 года по решению Совета Национальной Обороны началась
их замена на новый, американский самолет аналогичного класса Р-3
"Орион".