Несмотря на усилия промышленности США, акустическое
оборудование самолета по-прежнему не удовлетворяло военных. В течение пяти лет
флот США вел исследования по созданию новой автоматизированной системы обработки
данных и управления поисковым оборудованием, причем не только гидроакустическим.
Окончательный вариант системы A-NEW также не отвечал поставленным задачам,
однако A-NEW оказался лучшим из предложенных промышленностью вариантов.
Платформой для этого комплекса стала очередная модификация Р-3С "Чарли".
Обработка информации от различных поисковых систем осуществляется бортовой ЦВМ
AN/ASQ-114 фирмы "Юнивак". Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с
централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной
систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия.
Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко
увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса - теперь
одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла
"прослушивать" не более 16 РГБ.
Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет
установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на
Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила
осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми
командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки.
Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.
Первый полет YP-3C совершил в сентябре 1968-го, а поставки флоту США начались в
1969-м. Рост боевых возможностей субмарин, прежде всего атомных, потребовал
дальнейшего совершенствования бортового оборудования базового самолета ПЛО стран
Запада. Всего "Орионы" варианта Р-3С прошли четыре программы модернизации.
Первая доработанная машина взлетела в апреле 1974-го, но лишь с января 1975-го
строившиеся Р-3С комплектовались новым оборудованием. На этих машинах увеличили
в семь раз емкость памяти ЭВМ, установили новый акустический процессор AQA-7(V)
"Дифар" и приемную аппаратуру радионавигационной системы "Омега". Всего
изготовлен 31 такой Р-3С.
В августе 1977-го в Патаксен-Ривер начались испытания Р-3С с инфракрасной
системой обзора передней полусферы. В состав бортового вооружения ввели ПКР
"Гарпун" и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми
системами. В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно
осуществлять поиск и поражать надводные и подводные цели любого класса.
Первый пуск "Гарпуна" по стоявшему на якоре вблизи побережья Калифорнии
списанному эсминцу "Ингерсолл" с Р-3А состоялся в декабре 1972-го, а первый
успешный пуск с "Ориона" по движущейся надводной цели - в ноябре 1973-го. В
1977-1981-х годах построили 44 самолета данной модели.
Начиная с 1981-го, на 24 "Орионах" появилось более надежное навигационное и
радиооборудование.
На четвертом варианте (считая промежуточный) "Ориона" полностью обновили
аппаратуру обработки сигналов от РГБ. Новый комплекс построили на базе
вычислителя обработки акустической информации IBM "Протеус". БЦВМ СР-901
позволяет одновременно обрабатывать информацию от 99 буев. Среди других
усовершенствований - доработка ВСУ для охлаждения возросшего количества
оборудования и установка нового приемника сигналов РГБ. Кроме того, появилась
возможность подвески на внутреннем подкрыльевом пилоне контейнера с аппаратурой
РЭБ AN/ALQ-78.
Наиболее совершенной является пятая модификация, разрабатывавшаяся с 1987-го
фирмой "Боинг". Возможности ее радиоэлектронного оборудования по обнаружению
малошумных подводных лодок возросли в пять раз. Очередной прототип "Ориона"
совершил первый полет в декабре 1991-го.
Конкурс на проект перспективного самолета ПЛО по программе LRAACA (самолет ПЛО
дальнего действия с возможностями нанесения ударов по наземным и надводным
целям) в октябре 1988-го выиграла "Локхид". Первоначально проект обозначался
P-3G, позднее - Р-7А. Машину предполагалось оснастить новым поисковым комплексом
и ТВД "Дженерал Электрик" GE38 мощностью 5150 э. л. с., радикально пересмотреть
конструкцию планера, практически не менявшуюся со времен "Электры". Но эту
программу аннулировали в 1990-м.
Велась модернизация уже построенных самолетов ПЛО. Прежде всего, на Р-3А
установили двигатели Т56-А-14, вспомогательную силовую установку и оборудование
для применения УР "Булпап", иными словами, довели машину до уровня Р-3В. В
середине 1970-х на Р-3А и Р-3В заменили инерциальные навигационные системы,
цифровые вычислители навигационных комплексов и установили новые низкочастотные
радионавигационные системы. Прошедшие модернизацию по этой программе "Орионы"
получили возможность осуществлять привязку к географическим координатам
выставленного поля акустических буев с такой же точностью, как и Р-3С. В конце
1980-х доработали и Р-3С "Чарли" первых серий.Первые "стандартные" Р-3С стали
поступать в VP-56 (авиабаза Патаксен Ривер).
Кроме эскадрилий первой линии ВМС США, "Орионы" поступали на вооружение резерва
морской авиации. В 1970-м, после передачи девяти Р-3А из боевых частей флота
сформировали эскадрилью VP-91 - первое резервное подразделение. Всего "Орионы"
получили 15 эскадрилий резерва флота США.
В середине 1980-х, на которые пришелся пик противостояния флотов НАТО и СССР, "Орионы"
состояли на вооружении 24-х боевых и одной учебно-боевой эскадрильи авиации
флота США.
Эскадрильи организационно свели в пять патрульных авиакрыльев базовой авиации.
Два крыла числились за воздушными силами Атлантического флота и имели шесть
эскадрилий, три оставшихся крыла имели по четыре эскадрильи Р-3 и входили в
состав воздушных сил Тихоокеанского флота.
"Домом" патрульных эскадрилий являлись базы на континентальной территории США и
Гавайских островах, но самолеты постоянно находились в заокеанских
"командировках", отслеживая действия советских кораблей и подводных лодок. "Орионы"
регулярно выполняли полеты с полярного аэродрома Адьяк на Аляске, японских баз
Ацуги, Ивакуни и Мисава, филиппинской Куби Пойнт, расположенного в Индийском
океана атолла Диего-Гарсиа.
Передовые базы "атлантических" Р-3 - Гуантанамо на Кубе, Кефлавик в Исландии,
Милденхэлл в Великобритании, Рота и Сигонелла в Испании, Лагенс в Португалии,
Суда на Крите.
В конце 1980-х три "тихоокеанских" авиакрыла преобразовали в два шести
-эскадрильного состава. По состоянию на конец 1990-х на вооружении ВМС
Соединенных Штатов числилось 246 P-3B/C. Последний вылет на выполнение задания
по поиску подводной лодки Р-3А одной из резервных эскадрилий выполнил в марте
1990-го. Р-3В эскадрильи первой линии совершил последний "боевой" полет в
сентябре 1990-го. В настоящее время на вооружении флота состоят только Р-3С.
В 1968-1984-м годах "Орионы" числились в 10-й эскадрилье ВВС Австралии,
дислоцировавшейся в Эдинбурге. В 1978-м там же сформировали 11-ю эскадрилью,
укомплектованную десятью усовершенствованными Р-3С. Машинами второй партии
перевооружили в 1984-1986-м годах 10-ю эскадрилью, а высвободившиеся Р-3В
продали Португалии (шесть), Новой Зеландии (один) и США (два).
В США экс-австралийские "Орионы" переоборудовали в самолеты ДРЛОиУ (У-управления).
Австралийские "Чарли" имели несколько иной состав радиоэлектронного
оборудования, в частности, на них устанавливался англо-австралийский
акустический процессор AQS-901, позволявший работать с австралийскими РГБ, и
аппаратуру радиоэлектронной борьбы израильского производства.
В1969-м Норвегия получила пять новых Р-3В, еще два Р-3В, снятых с вооружения в
США, закупила в 1980-м. В начале 1980-х поступило еще четыре "Ориона" - вновь
построенные Р-3С, отличавшиеся возможностью применения норвежских ПКР "Пингвин".
По состоянию на конец 1990-х Норвегия имела шесть "Орионов" на вооружении 333-й
эскадрильи (авиабаза Аннёйя). Четыре из них предназначены для борьбы с
подводными лодками, а два - используются в интересах береговой охраны.
В 1975-м Иран закупил шесть P-3F с системой дозаправки в воздухе. от танкеров
"Боинг"-707-3J9С. Покупка Ираном "Орионов" выглядит весьма странной - морские
интересы этого государства ограничивались Персидским заливом и сравнительно
небольшой акваторией Аравийского моря, где возможности океанского самолета ПЛО
выглядят избыточными.
Сделка с Ираном - единственный случай, когда с "Орионом" вполне мог
конкурировать "Атлантик". Иранские "Орионы" участвовали в ирано-иракской войне,
действуя с авиабазы Бендер-Аббас. Боевых потерь самолеты не имели, однако из-за
нехватки запасных частей постепенно выходили из строя. По различным оценкам, к
2000-му году в Иране осталось один-два P-3F.
Тринадцать Р-3С, поставленных из США в 1981 -1984-х, состоят на вооружении двух
эскадрилий морской авиации Нидерландов. На одном из них в 1987-м испытывалась
инфракрасная система ночного видения фирмы "Филлипс". Самолеты, базирующиеся на
авиабазе Кефлавик в Исландии, используются для контроля акватории Северного моря
и Северной Атлантики.
Авиабазу Кефлавик пилоты НАТО в шутку назвали "противолодочной столицей мира". В
годы "холодной войны" там, на ротационной основе постоянно дежурило не менее
эскадрильи "Орионов", патрулировавших "торную дорогу" субмарин Северного флота с
баз Кольского полуострова на просторы Атлантики. Даже после "потепления"
политического климата в мире Кефлавик не утратил своего титула.
К примеру, на учениях НАТО, проводившихся в октябре 1996-го, на исландском
аэродроме собрались самолеты ПЛО из США, Голландии, Канады, Норвегии,
Португалии, Великобритании, Италии, Германии и Франции. Патрульную авиацию
первых пяти стран представляли "Орионы".
"Исландские" и норвежские Р-3 занимались не только слежением за субмаринами, но
и осуществляли глобальный мониторинг акваторий арктических морей, где
действовали советские корабли и самолеты. Именно благодаря экипажу "Ориона"
норвежских вооруженных сил, на Западе в апреле 1987-го появились первые
качественные снимки новейшего истребителя Су-27.
ВВС Южной Кореи в 1994-1995-х годах получили восемь Р-3С. После многолетних
проволочек, связанных с наложенным конгрессом США эмбарго, Пакистан в конце
1990-х получил четыре Р-3С. Контракт на поставку "Орионов" Пакистану заключили в
1990-м, самолеты изготовили в 1991-м, тогда же в США прошли обучение
пакистанские экипажи.
Особняком стоят "Орионы" Канады и Японии. В 1976-м Канада после длительного
изучения различных предложений выбрала Р-3 в качестве самолета ПЛО океанской
зоны.
Морская авиация Канады в 1980-1981-м годах получила 18 СР-140 "Аврора",
представлявших гибрид планера Р-3С и поискового оборудования палубного самолета
ПЛО S-3A "Викинг". СР-140 имеют на вооружении четыре эскадрильи.
Еще три СР-140А "Арктур" предназначены для контроля экономической зоны
прилегающего к побережью Канады океанского шельфа и охраны рыболовства.
"Арктуры" имеют упрощенный, по сравнению с "Авророй", состав оборудования. Эти
самолеты пришли на смену патрульным СР-121 "Треккер" в 1992-1993-м годах.
Японские морские силы самообороны занимают второе место в мире по количеству
"Орионов" после ВМС США. "Орион" выбрали японцы для замены "Нептунов" в августе
1977-го. Имея развитую авиационную и электронную промышленность, они предпочли
наладить лицензионное производство, а не закупать готовые изделия в США.
Первые три Р-3С, предназначенные Силам самообороны, изготовила "Локхид",
последующие пять - собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся
92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе фирмы "Кавасаки Хэви
Индастриз".
"Орионы" получили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику
в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства "Орионы" неоднократно
усовершенствовались.
Начиная с 46-го самолета улучшили поисковую РЛС и процессор обработки
акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. Девять машин оснастили
автоматической системой управления полетом.
С 70-й машины аппаратура "ДИФАР" заменялась системой обработки акустических
сигналов "Протеус" с центральной ЦВМ. С 1989-го - ставилась система спутниковой
связи, о чем свидетельствуют черные антенны в верхней передней части фюзеляжа.
На ранее построенных японских Р-3С с 1993-го заменялась вся радиоэлектронная
начинка. Первый переоборудованный самолет Силы самообороны получили в 1996-м.