Всего было построено 19 самолетов Mercator, поэтому сегодня об этих машинах
мало кто помнит. Однако они были важным средством разведки в течение целого
десятилетия холодной войны.
Самолет Mercator компании Martin рассматривался в 1944 году в качестве замены
для Consolidated PB4Y Privateer.
В частности, их предполагалось использовать для минных постановок во время
вторжения в Японию. В то же время ВМС США заказали разработку самолета Lockheed
P2V Neptune, который должен был решать задачи разведчика и патрульного
бомбардировщика.
К началу 1946 года Neptune был почти готов к службе, однако командование ВМС
решило продолжить реализацию программы Mercator. После летных испытаний ХР4М-1 в
конце 1946 года (первый полет - 20 октября) выяснилось, что по многим характеристикам он превосходит Neptune.
Но к тому времени, когда последний, девятнадцатый по счету Р4М-1 Mercator, в
сентябре 1950 года покинул сборочную линию, более дешевый Neptune уже поступил
на вооружение 13 эскадрилий. Командование ВМС США приняло решение сделать этот
самолет стандартной машиной для всех патрульных эскадрилий, и они поступили на
вооружение еще 15 эскадрилий.
Тем временем 21-я патрульная эскадрилья на авиабазе Патуксент-Ривер с 28 июня
1950 года приступила к перевооружению с PB4Y-2 Privateer на новые Martin Р4М-1
Mercator.
Изначально Mercator имел длинный и широкий, но не глубокий бомбоотсек, который
мог вместить двенадцать 454-кг мин типа AN/M26-1 или Мк 13 (расположение 4х3),
либо шесть 907-кг мин Мк 25 или топливный бак и две торпеды Mk 13-3.
Privateer оказался слишком уязвим как средство радиоэлектронной и
радиолокационной разведки, поэтому было принято решение оставшиеся 18 Mercator,
девять из которых все еще эксплуатировались в 21-й эскадрилье, переоборудовать
для замены PB4Y. Начиная с 1950 года, ВМС США приступили к переоборудованию
оставшихся на заводе самолетов в вариант Р4М-1Q - для перехвата излучений
различных РЛС противника. Новая задача потребовала увеличения экипажа с девяти
до 16 человек.
Данные машины поступили на вооружение 26-й патрульной и 11-й смешанной
эскадрилий из состава Атлантического и Тихоокеанского флотов, соответственно,
причем все операции Mercator были засекречены. Самолеты почти не несли
опознавательных знаков и даже имели фальшивые номера.
Самолеты Тихоокеанского флота в рамках заданий Агентства национальной
безопасности обычно выполняли 8-9-часовые разведывательные полеты, а иногда даже
14-часовые. Полеты проходили вдоль границ Китая, КНДР, СССР и Вьетнама, обычно
по ночам. Аналогичные задачи Mercator решали и в Европе. Самолеты были
официально приписаны к авиабазе Порт-Лиоте (Марокко), но выполняли полеты с
авиабазы в Висбадене - маршруты проходили над Балтикой.
В 1955 году обе эскадрильи переформировали в 1-ю и 2-ю эскадрильи
радиоэлектронной борьбы, или РЭБ (VQ).
В ходе разведывательных полетов самолеты постоянно подвергались опасности. Так
22 августа 1956 года P4M-1Q из состава 1-й эскадрильи РЭБ во время очередного
ночного вылета был атакован китайскими истребителями недалеко от побережья в
районе Шанхая и сбит. Итогом стало возвращение оборонительного вооружения на
остальные P4M-1Q.
16 июня 1959 года другой самолет этой эскадрильи был подбит северокорейскими
истребителями - в момент атаки он находился в районе Вонсана, где
дислоцировалась 2-я северокорейская авиадивизия. Экипаж сумел посадить подбитую
машину в Михо, Япония. Обе эскадрильи списали свои самолеты в 1960 году.