Фирма "Martin" получила известность благодаря своей летающей лодке РВМ
Mariner, которая превосходно показала себя во всех боевых действиях.
В 1944 году "Martin" начала разработку летающей лодки для замены Mariner. Новый
самолет был на 2,44 м длиннее предыдущего, на 1,52 м выше и имел фюзеляж в виде
однореданной лодки, что позволило увеличить его вместимость. Согласно контракту
от 26 июня 1946 года "Martin" превратила усовершенствованный РВМ-5 Mariner в
прототип нового самолета. В дополнение к модифицированному фюзеляжу конструкция
включала в себя запатентованные фирмой подводные крылья и пару водных тормозов,
выступающих в нижней задней части корпуса. Эти плоскости, управляемые педалями
руля направления, были способны уменьшить радиус разворота летающей лодки с 245
до 90 м.
В конце 1940-х годов адмиралы Пентагона опасались, что их суда могут быть
потоплены советскими подводными лодками. Представления Запада о количестве
(600-800) советских субмарин были весьма преувеличены. Самым эффективным
противолодочным средством считалась летающая лодка, оснащенная РЛС, эхолотом и
различным вооружением. Поэтому с учетом этих требований фирма "Martin" и начала
выпуск первых 25 самолетов Р5М Marlin в 1950 году.
Самолет Marlin легко узнаваем благодаря своей особой форме носовой части,
вмещающей РЛС обнаружения AN/APS-44A. Экипаж состоял из семи человек: пилот,
второй пилот, штурман, радист, два оператора электронного оборудования и стрелок
хвостовой пулеметной установки. Marlin не был герметизирован, и экипажи
жаловались, что спальный отсек, в отличие от Mariner, не имел звукоизоляции.
Р5М начал службу в Сэнгли-Пойнт (Филиппины) в 1954 году. В том же году самолеты
использовались на Средиземноморском ТВД при поддержке плавбазы гидросамолетов
ВМС США "Карритак" (AV-7). Со временем ВМС насчитывали шесть баз категории AV,
пять меньшей категории AVP и одну субмарину ВМС "Гуавина" (AO(SS)-362),
переделанную для базирования гидросамолетов. Обе модификации, Р5М-1 и Р5М-2,
использовались в 1950-х годах в одних и тех же эскадрильях.
В 1957-1959 годах ВМС США приняли многообещающую и дорогостоящую программу по
улучшению противолодочных возможностей (ASW) парка самолетов Marlin и внесению
структурных изменений в систему их эксплуатации. Самым значительным изменением
была установка электронного оборудования Julie/Jezebel и бортовой комплексной
дисплейной системы (AIDS).
Julie ЕСМ представляла собой систему гидролокации с использованием взрывов,
высчитывающую местонахождение подлодки и отражающую его на дисплее оператора.
Jezebel - система обнаружения, использующая гидроакустические буи для поиска,
распознавания и классификации подводных целей. AIDS - система сбора данных,
получающая информацию от других противолодочных систем самолета Marlin, включая
аппаратуру для магнитного обнаружения (MAD), установленную на передней кромке
киля самолета Р5М-1 или кромке Т-образного хвостового оперения Р5М-2.
Модифицированный самолет получил обозначение P5M-1S и P5M-2S.
Для наблюдения и координации при решении задач ASW с новым оборудованием на
модифицированном Marlin появился новый член экипажа (ТАССО) - офицер по
координации тактических вопросов, не имеющий летной квалификации. Со времен
Marlin в ВМС США появилась категория "военно-морской летно-технический состав
без квалификации пилота", а термин ТАССО сохранялся и на недавно вышедших из
эксплуатации противолодочных самолетах Lockheed S-3B Viking.
В то время как ВМС США активно использовали Marlin для отслеживания советских
подлодок, береговая охрана решала с их помощью поисково-спасательные задачи. Она
приняла в эксплуатацию семь самолетов P5M-1G и четыре P5M-2G, идентичных
самолетам ВМС, но без противолодочного оборудования. В отличие от ВМС береговая
охрана регулярно сажала Marlin в открытом океане для спасения жертв катастроф.
В мае 1951 года один из прототипов XP5M-1 был
возвращен на фирму Martin для переделки в
демонстратор. Экспериментальный самолет, получивший обозначение
M-270, был закончен ровно через год. Данные полученные
при его испытании использовались при разработке P6M Seamaster.
Франция, получившая 10 летающих лодок Р5М-2, стала единственным заграничным
эксплуатантом этих машин. Самолеты предназначались для замены устаревших
Sunderland MR.Mk 5 и в апреле 1957 года поступили в 27-ю флотилию в Дакаре,
Французская Западная Африка (ныне Сенегал). Они составили ядро новой
противолодочной эскадрильи, действовавшей позже в качестве подразделения НАТО
совместно с союзными ВМС.
Французские Marlin действовали в экстремальных условиях тропической жары и
влажности, часто осуществляя патрулирование в течение 14 часов. Они были менее
вместительны, чем Sunderland, и, по мнению французских механиков, более сложными
в обслуживании. Не считая столкновения двух самолетов в море, не приведшего к
серьезным поломкам, Франция использовала Marlin безаварийно.
Французские Marlin изначально окрашивались в серо-зеленый цвет, а ниже
ватерлинии - в белый, с "якорем" - эмблемой ВМС - на руле направления, но иногда
сверху добавлялась белая отражающая панель. Франция использовала эти машины до
августа 1964 года, когда после решения выйти из организационных структур НАТО
вернула их ВМС США.
Начиная с февраля 1965 года, Marlin участвовали в операции "Market Time",
вылетая с Филиппин и патрулируя побережье Вьетнама. Взлеты осуществлялись с
использованием стартового ускорителя (метод JATO). Самолеты часто были вооружены
двумя пулеметами М60, установленными в дверном проеме, и 127-мм неуправляемыми
ракетами HVAR, установленными под крылом. Их основной задачей было обнаружение
целей и наведение на них других ударных машин. Последний полет у берегов
Вьетнама был выполнен эскадрильей VP-40 в 1967 году. А 6 ноября того же года
SP-5B вылетел из Северной Исландии в свой последний патрульный полет. Вскоре все
эти элегантные летающие лодки, кроме одной, были разрезаны на металлолом.
8 или 12 июля 1968 года последний Marlin перелетел из Исландии на авиабазу в
Патуксент Ривер, Мэриленд. Этот самолет был сохранен в Национальном музее
авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне. Затем его
перевезли в Национальный Музей морской авиации в Пенсаколе (Флорида), где он
хранится и сейчас.