В конце Второй мировой войны конструкторы фирмы "Конвэр" начали работу над новой летающей лодкой. Самолет создавался по требованиям ВМФ США как универсальная машина, способная
выполнить поиск и уничтожение подлодок и судов, минирование водных акваторий и проведение дальней разведки.
При проектировании использовали самые последние достижения аэродинамики, и гидросамолет имел стремительные обводы длинного и обтекаемого фюзеляжа. Впервые в истории авиации
летающая лодка должна была получить в качестве силовой установки четыре турбовинтовых двигателя "Аллисон" ХТ40-А4 (5100 л.с.) с соосными трехлопастными винтами, стоящих на высоко
расположенном прямом крыле. Вся конструкция машины была цельнометаллической. Под крылом на V-образных подкосах крепились неубираемые
поплавки.
Первый самолет XP5Y-1 (всего собрали два прототипа) был готов в конце 1948-го. Однако летные испытания затянулись до апреля
1950-го (первый самолет совершил полет 18 апреля 1950 года), в основном, из-за проблем с доводкой двигателей.
Боевая нагрузка XP5Y из бомб и мин достигала 3629 кг, а пилотская кабина, двигатели и стрелковые точки защищались бронеплитами.
Десять пушек калибра 20 мм стояли попарно в пяти дистанционно управляемых турелях - четырех по бокам фюзеляжа спереди и сзади, и одной - за хвостовым оперением.
При максимальном взлетном весе в 63 т он разгонялся до 624 км/ч на высоте в 9 км и имел дальность в 4500 км.
В августе 1950-го первый XP5Y-1 подтвердил свои данные, установив рекорд продолжительности полета для турбовинтовых летающих лодок
- 8 часов 6 минут. Но командование ВМФ США отказалось принять на вооружение лодку в качестве морского патрульного бомбардировщика.
Требования к боевым самолетам в начале 1950-х менялись практически каждый месяц, и главным качеством для морского бомбардировщика считалась, прежде всего, высокая скорость. 624
км/ ч военных уже не удовлетворяла, и лодку решили переделать в транспортник.