Легкий самолет-амфибия Р-50 "Роберт" (НПК "САУ" ) в базовом
варианте предназначен для перевозки пассажиров,
легких партий груза и почты по правилам
визуального полета днем и ночью, над сушей и
водной поверхностью. Проектом предусматривается
многоцелевое использование самолета, в том числе
в вариантах грузопассажирского (базовый
вариант), сельскохозяйственного, экологического
мониторинга, поисково-спасательного,
противопожарного, санитарного (один больной на
носилках и 2 медработника) и др.
Устанавливаемое бортовое
пилотажно-навигационное и радиосвязное
оборудование позволяют эксплуатировать самолет
по правилам полетов в визуальных условиях днем. В
перспективе предусматривается установка на
самолет более совершенного бортового
оборудования, которое будет удовлетворять
нормам и требованиям АП-23. В частности, проектом
предусмотрена возможность установки и
метеолокатора. В конструкции планера самолета
достаточно широко планируется применять
композиционные материалы (площадь омываемой
поверхности, выполненной из композиционных
материалов составляет до 50 процентов), из которых
должны быть выполнены отъемная часть крыла,
оперение и хвостовая часть фюзеляжа от
центроплана. В качестве основного материала для
изготовления силовых элементов планера выбран
материал Д16Т, хорошо освоенный промышленностью.
Обшивка днища должна изготавливаться из клееных
панелей. Большой фонарь кабины изготовлен из
органического ориентированного стекла. При
проектировании Р-50 был изучен опыт эксплуатации
и конструирования самолета Бе-12. Кроме того,
основным фактором выбора конструкции и
технологии производства самолета явилась
освоенность и технологическая оснащенность
завода-изготовителя, производящего в настоящее
время сертифицированные самолеты Су-29 с широким
применением композиционных материалов. Обшивка
днища должна изготавливаться из клееных панелей.
Большой фонарь кабины изготовлен из
органического ориентированного стекла.
Плавучесть самолета в случае пробоя днища
обеспечивается 5 водонепроницаемыми переборками
в фюзеляже. Взлетно-посадочные устройства
самолета обеспечивают эксплуатацию с грунта
прочностью до 0,4 кг/кв. см. (в условиях весенней
распутицы и гидроаэродромов с глубиной не ниже 1,2
м). В основу проекта самолета положена
оригинальная гидродинамическая компоновка,
запатентованная в России и за рубежом (патент WO
96/38341, дата международной публикации 5 декабря 1996
года). Основные ее особенности: центроплан
низкоопущенного крыла глиссирует на сходящих с
носовой части лодки брызговых струях, на режимах
плавания он обеспечивает поперечную
устойчивость самолета. Как показали
многочисленные исследования, на длине 0,4 общей
длины разбега при взлете с воды, самолет устойчив
и управляем, но на длине 0,4-0,7 (0,8) общей длины
разбега самолет считается неустойчивым и
практически неуправляемым. Предложенная схема
самолета-амфибии (гидросамолета) обеспечивает
устойчивость и управляемость взлета практически
на всех его этапах. Специалисты ГосНИЦ ЦАГИ
считают очень перспективной применяемую на
самолетах-амфибиях Р-50 Роберт и Бе-103 схему с
опущенным или полупогруженным центропланом
крыла. Развитые корневые секции крыла участвуют
в создании гидростатических и гидродинамических
сил, что дает значительные преимущества по
сравнению с применением только водоизмещающего
фюзеляжа особенно на режимах взлета и посадки.
Серийное производство нового самолета
организуется на АО Дубненский
машиностроительный завод (ДМЗ). В настоящее время
на ДМЗ в производство запущены 6 самолетов, в том
числе 4 самолета летные, 1 - для проведения
статических испытаний (третий самолет опытной
партии) и 1 - для ресурсных испытаний (последний
самолет опытной партии с выполнением на нем
последних доработок конструкции перед серией).
После выпуска опытной партии из 4-х летных
экземпляров в производство будет запушена
установочная серия в количестве 12 машин. После
выпуска установочной серии производство должно
выйти сразу на выпуск до 60 самолетов в год. План
производства ДМЗ на 1997 год по Р-50 составляет 2
самолета. Первый самолет должен построен и
облетан в ноябре 1997 года.
Модификации
: |
|
|
Р-50П |
модификация по Техническому
заданию авиалесоохраны.
|
Р-50ГФ |
вариант
самолета для проведения экологического мониторинга; разрабатывается
рабочий проект модификации.
|
Р-50 |
для
пограничников; в обозначении самолета пока отсутствует
соответствующее буквенное обозначение модификации; ФПС готовит
Техническое задание на самолет, которое должно
быть выдано разработчику уже в 1997 году.
|
Р-50М |
грузовой
вариант самолета; максимальную взлетную массу планируется увеличить
с 2400 кг до 3000 кг
|
Р-01М |
одноместная
летающая геометрически подобная Р-50 модель гидросамолета; успешно
летал в 1993-1995 гг.
|
Р-02 |
двухместная
летающая геометрически подобная Р-50 модель гидросамолета. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Р-50 |
Размах крыла, м |
15.40 |
Длина самолета,м |
11.40 |
Высота самолета,м |
4.30 |
Площадь крыла,м2 |
28.826 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1412 |
нормальная взлетная |
2300 |
Тип двигателя |
2 ПД LOM М-337ЖАК |
Мощность, л.с. |
2 х 210 |
Максимальная скорость, км/ч |
260 |
Крейсерская скорость, км/ч |
170-260 |
Практическая дальность, км |
1500 |
Боевой радиус действия, км |
500 |
Продолжительность полета, ч |
8 |
Практический потолок, м |
3000 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
5 пассажиров или 2 раненых или 520 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2009
|