Долгое время единственным китайским гидросамолетом являлся Бе-6. Летающие лодки этого типа поставлялись "Великому
соседу" в 1950-е, когда Советский Союз и Красный Китай совместно строили светлое
будущее. К концу 1960-х Бе-6 устарели как морально, так и физически,
рассчитывать на помощь СССР китайцы, по известным обстоятельствам, уже не могли.
В этих условиях перед китайской авиапромышленностью была поставлена задача,
создать летающую лодку с перспективными турбовинтовыми двигателями,
предназначенную для замены Бе-6.
Работы над новым самолетом, получившим
обозначение SH-5 (Шуйшанг Хонгзхай 5, морской бомбардировщик 5), начались в НИИ
гидроавиации и конструкторском бюро Харбинского завода в 1968-м. В декабре
1973-го в Харбине изготовили первый летный экземпляр, и лишь три года спустя в
апреле экипаж летчика-испытателя Хаунг Хингхуйя поднял летающую лодку в воздух.
Столь растянутые сроки разработки характерны для всех китайских самолетов,
создававшихся в те годы. Сказывались последствия культурной революции - нехватка
квалифицированных специалистов. Летные испытания, в которых приняли участие
шесть гидросамолетов, завершились в 1985-м.
Четыре лодки SH-5 в сентябре следующего года в
торжественной обстановке передали в авиацию ВМС Китайской Народной Республики.
Гидросамолеты базируются на аэродромах Туаньдао и Куингдао. По опубликованным
данным, на начало 1999-го в авиации ВМС Китая числилось семь таких машин.
Самолет предназначен для поисково-спасательных операций, борьбы с подводными
лодками и надводными кораблями, нанесения бомбовых ударов, перевозки грузов.
Разрабатывался и противопожарный вариант амфибии SH-5.
SH-5 первым из китайских самолетов оснастят РЛС с ФАР Type 698. Дальность
обнаружения РЛС Type 698, как полагают, составляет до 20 км для перископа
субмарины, свыше 50 км - для малых катеров и до 100 км - для крупных кораблей.
Конструкция.
По компоновке самолет напоминает своего
предшественника - Бе-6: высокоплан с прямым крылом (удлинение 9), однореданной
лодкой с двухкилевым оперением и длинным "хвостом" магнитометра. На корпусе
лодки установлен небольшой руль для управлении самолетом на воде. Для
остойчивости гидросамолета служат два неубираемых крыльевых поплавка,
установленных на N-образных подкосах. Наиболее заметными внешними отличиями от
Бе-6 являются каплевидная кабина летчиков, носовой обтекатель антенны РЛС (по
типу Бе-12) и убираемое шасси. Шасси - трехопорное, с носовой двухколесной
стойкой. Основные опоры - одноколесные. Стойки снабжены масляно-пневматическими
амортизаторами. Носовая опора убирается вперед по полету в днище корпуса лодки,
а основные - поворотом назад в ниши бортов. Особенностью шасси, используемого
для схода и выхода из воды по слипу, является очень малый клиренс.
Гидросамолет оснащен четырьмя турбовинтовыми
двигателями "Донган" WJ-5А1 мощностью по 3150 э.л.с. каждый. Экипаж SH-5 состоит
из восьми человек, в их числе командир, второй летчик, штурман, бортинженер и
радист. В передней части лодки расположены три грузовых отсека. Среднюю часть
занимает помещение для операторов поискового оборудования, за которым
расположены отсеки радиосвязной, поисковой и прочей электронной аппаратуры. Все
отсеки соединяются сквозным коридором с водонепроницаемыми дверями в переборках
между помещениями. В состав бортового оборудования входят инерциальная
навигационная система, радиовысотомер, радиокомпас, доплеровская поисковая РЛС и
детектор магнитных аномалий.
Оборонительное вооружение включает двухствольную
пушечную дистанционную установку на верхней поверхности фюзеляжа между крылом и
оперением. На четырех подкрыльевых узлах предусмотрено размещение сверхзвуковых
противокорабельных ракет С-101 или малогабаритных противолодочных торпед (по три
на каждом внутреннем пилоне). При выполнении боевого патрулирования самолет
оснащается двумя ракетами на внешних пилонах и шестью торпедами - на внутренних.
Во внутрифюзеляжном отсеке в задней части корпуса размещаются глубинные бомбы,
мины, радиогидроакустические буи или спасательное оборудование (надувные
плотики, жилеты, аварийный запас). Общая масса внутренней нагрузки - 6000 кг.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SH-5 |
Размах крыла, м |
36.00 |
Длина самолета,м |
38.90 |
Высота самолета,м |
9.8 |
Площадь крыла,м2 |
144.0 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
25000 |
нормальная взлетная |
36000 |
максимальная взлетная |
45000 |
Внутреннее топливо, кг |
13417 |
Тип двигателя |
4 ТВД Dongan (DEMC) Wojiang-5A1 |
Мощность, э.л.с. |
4 х 3150 |
Максимальная скорость, км/ч |
555 |
Крейсерская скорость, км/ч |
450 |
Практическая дальность, км |
4750 |
Продолжительность полета, ч |
15 |
Практический потолок, м |
10250 |
Экипаж, чел |
5 + 3 оператора или 10000 кг груза |
Вооружение: |
Боевая нагрузка - 6000 кг в отсеке оружия и 4 узлах подвески В отсеке оружия: Мины, глубинные бомбы, 1x 3000-кг или 3x 1000 кг или 6x 454-кг бомбы На узлах подвески: 4 ПКР C-101 или однотипных, или 6
противолодочных торпед или глубинные бомбы или мины. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|