Avro 696 Shackleton, многоцелевой противолодочный самолет
созданный на базе тяжелого
бомбардировщика времен Второй Мировой
войны - Avro 694 Lincoln.
Shackleton сохранил крыло и шасси
Линкольна, однако имел абсолютно новый
фюзеляж, который стал короче, а также
шире и выше. Горизонтальное оперение из
низкорасположенного стало
высокорасположенным, а характерные
концевые шайбы вертикального оперения
Ланкастера и Линкольна увеличились в
весе, став с виду круглее и массивнее.
Вместо двигателей Rolls-Royce Merlin были
установлены двигатели Rolls-Royce Griffon с
трехлопастными соосными винтами. Новый
фюзеляж обеспечивал размещение экипажа
из 10 человек, двух пушек калибра 20 мм в
надфюзеляжной турели и двух пулеметов
калибра 12,7 мм в хвостовой части.
Кроме того, он мог нести обычные или
глубинные бомбы внутри большого
бомбового отсека.
Обозначенный Shackleton GR.1 (позднее
Shackleton MR.1), этот самолет
совершил первый полет 9 марта 1949г. Первая
серийная машина поднялась в воздух 24
октября 1950г., а в феврале 1951г. самолеты
начали поступать на вооружение. Силовая
установка MR.1 состояла из внутреннего
двигателя Griffon 57А и внешнего
двигателя Griffon 57. Вторая серийная
партия Shackleton была полностью
оснащена двигателями Griffon 57А, в
результате чего увеличилась гондола
внешнего двигателя, а название было
изменено на Shackleton MR.1A.
Для устранения
недостатков, выявившихся в ходе
эксплуатации MR.1, была разработана
модель Shackleton MR.2. Для нее
сконструировали абсолютно новую
обтекаемую носовую часть со спаренной 20-мм
пушкой, расположенной над местом
бомбардира. Вместо обтекателя антенны
РЛС в нижней передней части Shackleton получил наполовину убирающийся
обтекатель в подфюзеляжной пушечной
турели, что обеспечило обзор в 360
градусов. Кроме того, был убран задний
пулемет и прозрачный хвостовой
обтекатель, а неубирающаяся
одноколесная хвостовая опора была
заменена на убирающуюся двухколесную.
Последний серийный вариант Shackleton MR.3
разрабатывался с тем, чтобы улучшить
общие характеристики самолета - была
изменена конфигурация крыла,
усовершенствованы элероны и
установлены концевые крыльевые
топливные баки. Не был забыт и экипаж - MR.3
имел кабину с хорошим обзором и
звуконепроницаемую кабину для второго
экипажа на случай длительного
патрулирования. Увеличение общего веса
привело к использованию убирающегося
трехопорного шасси с носовой стойкой и
двойными колесами. Отсутствие
надфюзеляжной турели - другое заметное
изменение внешнего вида самолета, а
наличие узлов подвески под крыльями
давало возможность нести реактивные
снаряды. Восемь из 42 серийных MR.3 были
поставлены южноафриканским ВВС.
После
завершения производства в середине 1960-х
годов Shackleton был еще раз
усовершенствован. Повышение прочности
конструкции позволило увеличить запас
топлива и установить два небольших
турбореактивных двигателя Rolls-Royce
Viper 203 тягой 1134 кгc. Расположенные во
внешних гондолах крыла, они
обеспечивали дополнительную тягу во
время взлета и набора высоты при
максимальной загрузке.
Все ранние
модификации Shackleton заменили в
эксплуатации самолет Nimrod MR.1/2 компании
British Aerospace, а последним вариантом этого
самолета-ветерана стал Shackleton AEW.2.
Его разработали в 1971г. в компании Бритиш
Аэроспейс в качестве альтернативы
самолету Gannet AEW.3 компании Fairey/Westland. Было
поставлено 12 самолетов. Полувыдвижной
подфюзеляжный обтекатель антенны РЛС
был заменен на неподвижный выпуклый
обтекатель, расположенный перед
бомбовым отсеком и вмещающий поисковую
РЛС АРS-20, которая использовалась на
Ганнет. Другие внешние изменения
состояли в большем разнообразии антенн.
Самолеты находились на вооружении 8-й
эскадрильи ВВС Великобритании и
обеспечивали поддержку подводных лодок,
осуществляя функцию раннего
обнаружения противника. С 1991г. началась
замена их на самолет раннего
обнаружения Boeing E-3D Sentry AEW.Mk 1.
Модификации
: |
|
|
Shackleton
GR Mk. 1 |
первоначальное обозначение Shackleton MR Mk. 1. |
Shackleton
MR Mk. 1 |
самолеты,
оборудованных для проведения экспериментов с аппаратурой MAD по
магнитному обнаружению глубоководных
подводных лодок. |
Shackleton
MR Mk.2 |
модификация
1952 года, с удлиненным фюзеляжем, новой РЛС и
2 20-мм пушками. |
Shackleton
MR Mk.2C |
самолеты
MR.2, оснащенные навигационным оборудованием и вооружением самолетов
MR.3. |
Shackleton
AEW Mk.2 |
модификация Shackleton MR Mk.2 с РЛС APS-20, в роли самолета ДРЛО. |
Shackleton
MR Mk.3 |
модель 1955 года, Avro
716 Shackleton, улучшенная версия Shackleton MR Mk.2. |
Shackleton
MR Mk.4 |
вариант,
оставшийся в стадии проектирования, который предполагалось оснастить
четырьмя комбинированными газотурбо-дизельными
двигателями Napier Nomad Е.145. |
Shackleton
Т Mk 4 |
обозначение самолета Mk 1,
переоборудованного для подготовки
штурманов в училище морской разведки. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Shackleton MR.2 |
Размах крыла, м |
36.58 |
Длина самолета,м |
26.62 |
Высота самолета,м |
5.10 |
Площадь крыла,м2 |
132.01 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
25855 |
максимальная взлетная |
44452 |
Тип двигателя |
4 ПД Rolls-Royce Griffon Mk.57A |
Мощность, л.с. |
4 x 2455 |
Максимальная скорость, км/ч |
439 |
Практическая дальность, км |
6440 |
Боевой радиус действия, км |
4911 |
Продолжительность полета, ч |
14 |
Практический потолок, м |
7010 |
Экипаж, чел |
4 + 6 операторов |
Вооружение: |
две 20-мм пушки в носовой части Боевая нагрузка до 4536 кг в подфюзеляжном отсеке. (На MR. Mk.3 - есть подкрылевые подвески НУР) Глубинные бомбы, торпеды. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|