Sperafish - палубный торпедоносец, разработанный английской
фирмой Fairey. Самолет разрабатывался по
спецификации O.5/43 Королевских ВМС
Великобритании и был предназначен для
замены торпедоносцев Fairey Barracuda.
Свое происхождение Fairey
Swordfish ведет от самолета S.9/30, разработанного по техническому
заданию на разведчик-корректировщик, выпущенному в июне 1930 года
(вторым участником конкурса был Gloster FS.36). Первый S.9/30 взлетел 22
февраля 1934 года, когда задание уже было аннулировано. Тем не менее
оснащенный двигателем Rolls- Royce Kestrel S.9/30 одноместного палубного
среднеплана Spearfish, одного из самых больших и тяжелых одномоторных
самолетов того времени (размах крыльев 18.30 метра).
Прототип RA356 взлетел 5 июлz 1945 года в Хейсе; вторая машина,
собранная в Сток-порте, поднялась в воздух в декабре с полосы аэропорта
Рингуэй в Манчестере. Еще две машины, построенные в Хейсе, были облетаны
в 1947 году, а пятый и последний Spearfish, собранный в Стокпорте, в
воздух не поднимался. Был выдан заказ на 152 серийные машины,
впоследствии отмененный.
Spearfish имел ряд интересных особенностей. Большая часть вооружения
могла разместиться в просторном бомбоотсеке, позади которого находилась
выдвижная антенна РЛС ASV (air-to-surface vessel).
Противолодочное вооружение
размещалось во внутреннем отсеке, вмещавшем одну торпеду или 907 килограмм
бомб или мин. Так же на самолете были установлены два 12.7-мм пулемета в
крыльях и два в подвижной дистанционно-управляемой турели, под крыльями
могли размещаться 16 неуправляемых ракет. Возле бомбового отсека
размещался противолодочный радар.
Появление турбовинтовых двигателей и победа Fairey в конкурсе на создание
двухместного противолодочного самолета (будущего Gannet), поставили
крест на программе Spearfish. К окончанию
войны с Японией было произведено 5 машин,
после чего программу остановили, а
самолеты передали командованию
Королевских ВМС в 1946 году.
Конструкция самолета.
Свободнонесущий моноплан нормальной схемы, цельнометаллической конструкции.
Крыло - среднерасположенное, двухлонжеронное, состояло из центроплана и
складывающихся с поворотом назад консолей. Механизация крыла - односекционные выдвижные закрылки Fairey Youngman. Элероны - односекционные, с осевой
аэродинамической компенсацией, имели металлический каркас и полотняную
обшивку. Под крылом - узлы подвески бомб и ПТБ.
Фюзеляж - типа полумонокок, овального сечения, с гладкой дюралевой обшивкой.
В носовой части - силовая установка, за ней располагался отсек для маслобака
и самолетного оборудования. В кабине экипажа места летчика и стрелка размещались в тандем под общим фонарем, имеющим две сдвижные створки. Кабина
стрелка была оборудована турелью производства Nash & Thomson со спаренной
пулеметной установкой. В средней части фюзеляжа - бомбоотсек.
Хвостовое оперение однокилевое, с низкорасположенным свободнонесущим
стабилизатором. Киль и стабилизатор двухлонжеронные, имели металлический
каркас и гладкую дюралевую обшивку. Рули высоты и направления с роговой
компенсацией, оснащены триммерами. Обшивка рулей полотняная.
Шасси - трехопорное, с хвостовым колесом. Основные стойки телескопические,
с одинарными тормозными колесами, убирались в консоли по направлению
к концам крыла. Хвостовое колесо свободноориентирующееся, убиралось в
хвостовую часть фюзеляжа назад, по потоку. Амортизация стоек масляно-
воздушная. Уборка-выпуск шасси и привод тормозов колес - от гидравлической
системы.