С самого начала проектирования самолета Ту-16 предполагалось его использование в интересах ВМФ. 12 июля 1954 г. вышло распоряжение Совета Министров СССР, а 15 июля 1954 г.
приказ МАП об оборудовании самолетов Ту-16 минно-торпедным вооружением. Согласно этому приказу, все бомбардировщики Ту-16 должны были выпускаться приспособленными для подвески и
применения минно-торпедного вооружения.
Для исследований выделили серийный самолет-бомбардировщик Ту-16 завода №22 с серийным номером 501, на котором провели заводские и государственные испытания системы
минно-торпедного вооружения. Практически этот самолет стал опытным самолетом-торпедоносцем, в производстве получившим обозначение "заказ 210", а в эксплуатации - Ту-16Т или
изделие "НТ". Приказом МАП и ПСМ проведение совместных летных испытаний этого самолета было намечено на август-сентябрь 1954 г. Минно-торпедное вооружение самолета определялось
следующим: торпеды РАТ-52 - 4 или 45-52 ВТ - 6; мины АМД-500М - 8, или АПМ - 8, или мины типов ИГДМ, АГДМ-2М, "Лира".
2 февраля 1955 г. вышло постановление Совета Министров СССР, а вслед за ним приказ МАП от 1.03.55 г., по которым на заводе №64 организовывалось серийное производство
специализированных самолетов-торпедоносцев Ту-16Т для Авиации ВМФ. Образцом для серии должен был стать самолет Ту-16 №501, в переоборудованном виде успешно прошедший
государственные испытания. Заводу №64 поручалось в 1955 г. выпустить 25 Ту-16Т и еще переоборудовать 20 Ту-16 в Ту-16Т, получив их из эксплуатации. Всего до момента прекращения
серии в 1957 г. завод №64 выпустил 76 самолетов Ту-16Т. Одновременно для ВМФ на этом же заводе шла переделка серийных Ту-16, принадлежавших ВМФ. На самолеты ставилось необходимое
минно-торпедное вооружение. Была доработана электросистема вооружения, у штурмана установили дополнительные пульты управления, ввели специальные блокирующие цепи, предотвращавшие нештатные сбросы торпед.
Обнаружение целей производилось с помощью радиолокационного прицела РБП-4.
Серийные Ту-16Т могли нести следующие типы минно-торпедного вооружения: мины типов АМД-500, АМД-100, АМД-2М, ИГД-М, "Серпей", "Десна", "Лира"; торпеды РАТ-52, 45-36 МАВ, 45-54
ВТ и т.д. Основные летно-технические данные Ту-16Т в основном соответствовали данным серийных самолетов-бомбардировщиков: максимальная скорость при полетной массе 55000 кг была на
высоте 6250 м - 992 км/ч; 10000 м - 938 км/ч; техническая дальность полета "по потолкам" при взлетной массе 72000 кг, с 3000 кг мин, торпед или бомб - 5760 км; длина разбега при
взлетной массе 71560 кг - 1900 м; длина пробега при посадочной массе 44000 кг - 1655 м; практический потолок на номинальном режиме работы двигателей - 12800 м; время подъема на
высоту практического потолка - 31 мин.
С 1962 г. часть самолетов Ту-16Т начали переоборудовать в противолодочные, получившие обозначение Ту-16ПЛ (заказ 649). Для этого их перевооружали под самонаводящиеся
противолодочные торпеды типа АТ-1 (ПЛАТ-1) с системой акустического самонаведения. Торпеды АТ-1 с Ту-16ПЛ сбрасывались с парашюта в район нахождения подводной лодки с высоты 2000
м. После приводнения торпеда начинала описывать круги радиусом 60-70 м до момента обнаружения акустического сигнала от подводной лодки противника, далее торпеда шла на лодку со
скоростью 48-52 км/ч.
Часть самолетов Ту-16Т в 1960-е гг. модифицировали в самолеты-спасатели Ту-16С (заказ 454). Как и другие модификации самолета, некоторые Ту-16Т оснащались различными средствами
РЭП, переходя в разряд самолетов Ту-16П.
В свою очередь, самолеты Ту-16П (СПС), Ту-16 "Елка", Ту-16Р принадлежности Авиации ВМФ переоборудовались в самолеты-постановщики мин. При этом кабина офицера-оператора в
грузоотсеке не снималась (оставалась возможность обратного переоборудования). Несколько машин в такую конфигурацию были переделаны в начале 1970-х гг. (самолеты принадлежали
авиации КЧФ). С самолетов при переоснащении в минопостановщик снималась аппаратура СПС, СРС, АСО-16, фотооборудование. В грузоотсек устанавливались кассетные держатели типа КД3-416
и КД4-316, за исключением участка между шпангоутами 45-48, где размещалась сохраненная кабина оператора. Эти самолеты допускали подвеску и применение следующих комбинаций мин
(Тип мины - Кол):
- АМД-500М - 6
- ИГДМ-500 - 12
- УДМ-500 - 12
- ИГДМ - 4
- АМД-2М - 4
- "Лира" - 4
- "Серпей" - 4
- АПМ - 4
- РМ-1 - 4
- УДМ-2 - 4
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16Т |
Размах крыльев, м |
32.99 |
Длина, м |
34.80 |
Высота, м |
10.36 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37730 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 х ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
992 |
крейсерская |
842 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
Боевой радиус действия, км |
3050 |
Практический потолок, м |
15000 |
Экипаж, чел |
7 |
Вооружение: |
семь 23-мм пушек АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). Бомбовая нагрузка : Морское - 8700 кг или бомбовое - 9000 кг 2 реактивные авиационные торпеды РАТ-52, шесть высотных торпед 45-54ВТ (или низковысотных 45-56НТ), две глубинные бомбы ВБ-2Ф, 12 авиационных донных мин АМД-4-500 или четыре мины АМД-4-1000. реактивно-всплывающие мины РМ-1 и РМ-2, универсальные донные мины УДМ, донные мины МДМ-3, МДМ-4, МДМ-5, «Серпей», якорные мины «Лира», мины типа АМД-2М, ИГД-М, «Десна», учебные мины-бомбы УПАМБ-100/80, торпеды 45-36МАВ. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|