Y-8 стал универсальным многофункциональным самолетом, в намного большей
степени, чем "Hercules". Первая из специальных версий самолета Y-8Х
(от "Xun" — наблюдение) появился в 1983 г., когда к компании Shaanxi
Aircraft (теперь корпорация Shaanxi Aircraft) обратились представители
морской авиации ВМС НОАК с просьбой разработать модификацию самолета,
способную совершать длительные полеты на патрулирование морской
акватории, разведку, а также поисково-спасательные операции. Этот
вариант широко известен как Y-8MPA, и его часто принимают за самолет ПЛО,
хотя он невооружен.
НОАК рассчитывала получить первый самолет в 1984 г. Хотя он имел в основе
стандартный транспортный самолет, Y-8Х отличался глубоко
модернизированным фюзеляжем, в котором задняя рампа была снята, а вместо
нее был установлен большой иллюминатор для действия бортового
оборудования, а именно акустических буев и фотокамер. Место оператора
опускаемой ГАС было установлено вместо кормового стрелка, а самым ярким
внешним отличием стало наличие массивной РЛС в обтекателе под носовой
частью фюзеляжа.
Поскольку разработка самолета пришлась на эпоху "медового месяца" в
американо-китайских отношениях, а поэтому РЛС освещения надводной
обстановки была марки Litton AN/APS-504(V)3, ее дополняли фотокамеры,
инфракрасные датчики и магнитомер, приемник сигналов ГАС, приемник УКВ
сигналов, усовершенствованные радиостанции, инерциальная система
наведения и навигационная система "Omega"
LTN-211. Кроме того на самолете устанавливался бортовой комплекс
обороны, который состоял из системы РЭБ, всеракурсный датчик
радиолокационного облучения, а также блоки отстрела радиолокационных и
инфракрасных помех.
Shaanxi завершила разработку Y-8X менее чем за год, и в конце 1984 г.
первый самолет был передан заказчику. После недолгого периода испытаний
в 1985 г. он получил национальный сертификат. Между мартом и июнем 1986
г. один Y-8X совершил пять публичных разведывательных и патрульных
полетов над Парасельскими островами и островами Спратли, а также
островами Джонгша в Южно-Китайском море, покрыв расстояние в 17000 км.
Как сообщалось, в ходе этого полета самолет сделал значительное
количество фотографий этих островов, что расценивалось как очень важный
элемент в обеспечении будущих действий китайских ВМС в регионе. С конца
1990-х гг. Y-8X часто отмечался в акватории Восточно-Китайского моря,
следуя за иностранными боевыми кораблями, или пролетая в приграничном
воздушном пространстве в ходе обычных длительных полетов по сбору
разведывательной информации рядом с побережьем Японии и Южной Кореи.
Считается, что всего было выпущено четыре Y-8X (б/н 9261, 9271, 9281 и
9291), недавние фотографии показывают, что некоторые из них (достоверно
б/н 9271 и 9291) были модернизированы с установкой ИК-камеры переднего
обзора под носовой частью фюзеляжа. Кроме того, были отмечены новые
обтекатели "лодочного" типа и плоские антенны на центральной и задней
части фюзеляжа, что может свидетельствовать в пользу того, что новое
оборудование имеет отношение к электронной разведке. Один из самолетов с
б/н 9281 позже был переоборудован в вариант Y-8J.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Y-8X |
Размах крыла, м |
38.00 |
Длина самолета,м |
34.02 |
Высота самолета,м |
11.16 |
Площадь крыла,м2 |
121.86 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
35488 |
нормамальная взлетная |
54000 |
максимальная взлетная |
61000 |
топлива |
22909 |
Тип двигателя |
4 ТВД Zhuzhou (SMPMC) Wojiang-6 |
Мощность, э.л.с. |
4 х 4252 |
Максимальная скорость, км/ч |
662 |
Крейсерская скорость, км/ч |
550 |
Скорость патрулирования, км/ч |
475 |
Перегоночная дальность, км |
5620 |
Продолжительность патрулирования, ч |
11 |
Практический потолок, м |
10400 |
Экипаж, чел |
4-5 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|