Серьезным недостатком вертолета UH-2A было наличие только одного двигателя, при его отказе спасатель сам превращался
в спасаемого. Сегодня наличие на морском вертолете, как минимум, двух
"движков" - аксиома. В 50-е годы, когда моряки разрабатывали ТЗ на легкую
многоцелевую машину, видимо, это было далеко не очевидно. Возможно,
сработал стереотип - раз легкий, значит, однодвигательный. Однако опыт
эксплуатации и, в особенности, опыт войны во Вьетнаме показал, что
поисково-спасательный вертолет должен быть только двухдвигательным. Фирма
"Каман" в 1966 г. переоборудовала три "Си Спрайта" в двухдвигательные,
установив второй Т58.
Интересно отметить, что если при разработке
ТЗ на первый вариант UH-2A моряки особо оговорили "холодные климатические
условия", очевидно, намереваясь воевать в Арктике, то теперь, поскольку США
прочно увязли во Вьетнаме, климатические условия изменились на "жаркие" и
"высокогорные". Новая модель получила индекс UH-2С. Три модернизированные
машины использовались для оценочных и демонстрационных испытаний совместно с
ВМС. Испытания прошли успешно, и с 1967 по 1972 г. в вариант UH-2C было
переоборудовано 124 вертолета UH2A/B; новых вертолетов не строилось.
Применение двух ГТД позволило резко повысить безопасность полетов, а также
увеличить полезную нагрузку, но два двигателя и топлива съедают в два раза
больше, поэтому радиус действия UH-2C уменьшился с 200 миль до 150.
Командование ВМС США, анализируя возможные
поисково-спасательные операции в зоне боевых действий, пришло к выводу, что
вертолет должен иметь бортовое вооружение и бронезащиту. Соответственно
появилось техническое задание на разработку такой машины фирме "Каман".
Первый вооруженный "Си Спрайт" проектировали на базе однодвигательного
UH-2A. На него предполагалось установить 20-мм пушку, два пулемета в боковых
проемах фюзеляжа, бронезащиту. Экипаж включал четырех человек:
командира-первого пилота, второго пилота-стрелка и еще двух стрелков.
Двигатель Т58 мощностью 1250 л. с. должен был сменить "Лайкоминг" T55-L-7,
мощность которого уменьшили с 2650 л. с. до 1730 л. с.
Практически одновременно с выдачей ТЗ на
вооруженный поисково-спасательный вертолет ВМС армия США объявила конкурс на
разработку "промежуточного" боевого вертолета. "Промежуточного" - в качестве
временной меры, потому что основным должен был стать чудовищный монстр фирмы
"Локхид" АН-56 "Шайен". Забегая вперед, скажем, что монстрам положено жить-
в сказках и ненаучной фантастике, а не в армии США; естественно, "Шайен"
туда и не попал. Ну а если серьезно, АН-56 был чрезвычайно сложной машиной с
огромной степенью технического риска: множество новаторских конструкционных
решений, перспективная электроника винтокрыла просто не могли быть доведены
до ума в конце 60-х годов.
В конкурс на боевой вертолет для армии
включились все основные американские вертолетостроительные фирмы: "Белл", "Каман",
"Боинг", "Сикорский". Подход, в общем-то, у всех был одинаковый: на хорошо
освоенную базовую модель устанавливалось вооружение и бронезащита. Дальше
всех пошли на фирме "Белл", полностью перекомпоновав переднюю часть фюзеляжа
вертолета UH-1 "Хью", в результате чего получился классический боевой
вертолет АН-1 "Хью Кобра". Остальные участники решили выигрывать конкурс
"малой кровью". Каман переделал "Си Спрайт", Сикорский - "Си Кинг", на
"Боинге" вооружили "Чинук".
Конкурс предполагал сравнительные испытания
конкурирующих вертолетов. К началу испытаний уже был готов двухдвигательный
вариант UH-2C; одну из таких машин и переоборудовали в боевую. Состав
вооружения несколько изменился по сравнению с первоначальным проектом: пушку
заменили на подфюзеляжную турель TAT-102 с шестиствольным пулеметом.
Двигательная установка осталась прежней. Трехлопастный рулевой винт заменили
на четырехлопастный. Реальные шансы на победу в конкурсе были только у фирм
"Белл" и "Каман". "Си Кинг" из-за своих размеров представлял слишком хорошую
мишень для зенитной артиллерии, а "Чинук", помимо внушительных габаритов,
имел недостаточную скорость полета.
И все же "Каман" проиграл: уж очень хороша
была "Кобра". Кроме того, армия всегда с предубеждением относилась к ВМС,
недаром летательные аппараты, состоящие на вооружении ВМС США и армии (или
ВВС) одновременно, можно пересчитать по пальцам одной руки. "Кобра" имела на
70% общую конструкцию с хорошо освоенным в войсках и заслуженно любимым
пилотами "Хью". Все-таки на фирме "Каман" построили шесть вооруженных
вертолетов и под обозначением НН-2С "всучили" ВМС в качестве вооруженного
поисково-спасательного вертолета. Несколько НН-2С, правда, со снятым
вооружением, использовались для спасения сбитых летчиков в Тонкинском
заливе. Еще шесть вертолетов поставили Береговой охране США; вооружение на
них не устанавливалось с самого начала, и обозначение они получили новое -
HH-2D. На этом история поисково-спасательных вертолетов фирмы "Каман"
закончилась
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HH-2C |
Диаметр главного винта, м |
13.41 |
Диаметр хвостового винта, м |
2.46 |
Длина,м |
12.06 |
Высота ,м |
4.72 |
Масса, кг |
|
пустого |
3086 |
максимальная взлетная |
5680 |
Тип двигателя |
2 ГТД General Electric T58-GE-6 |
Мощность, кВт |
2 х 934 |
Максимальная скорость, км/ч |
260 |
Крейсерская скорость, км/ч |
212 |
Практическая дальность, км |
650 |
Практический потолок, м |
6880 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
один шестиствольный 7.62-мм пулемет M134 Minigun |
Полезная нагрузка: |
12 вооруженных солдат или двое раненых на носилках и четыре пассажира. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|