Возможность "отодвинуть" линию горизонта во все эпохи была главнейшим фактором
успеха для военных моряков. Настоящая революция произошла, когда место марсовых
занял радиолокатор. Морские сражения Второй мировой дают массу примеров, когда,
благодаря наличию РЛС, вовремя поднятая с авианосца группа истребителей коренным
образом меняла исход боя. Однако даже в те времена значительная скорость
приближения цели оставляла считанные минуты на ответную реакцию. Жизненно важной
задачей стал "запуск" локатора в небо.
Не удивительно, что именно американцы создали первый корабельный комплекс
дальнего радиолокационного обнаружения (ДР/10), которым стал AD-3W на базе
палубного штурмовика Skyraider. Самолеты этого назначения постоянно развивались,
достигнув своего совершенства в образе двухмоторного Е-2С Hawkeye. Но
использование таких машин сдерживалось размерами палуб. Первыми это ощутили
британцы, которые в 1970-е гг. вывели классические авианосцы из состава ВМС,
заменив их кораблями, оснащенными авиатехникой вертикального взлета и посадки.
Функцию "глаз флота" планировалось переложить на вертолеты (Первый подобный
комплекс был построен на базе вертолета-амфибии Sea King). Однако в ходе боев за
Фолклендские острова в 1982 г. они еще не поступили на вооружение. Лишенная
дальнего радиолокационного прикрытия британская морская группировка понесла
тяжелые потери.
Развитие палубных средств дальнего обнаружения пристально изучали в СССР, где в
начале 1980-х гг. было принято решение о создании перспективного корабельного
комплекса ДРЛО на базе вертолета. Планировалось, что он сначала будет
базироваться на уже существовавших тяжелых авианесущих крейсерах типа "Киев", а
позднее и на более тяжелых перспективных кораблях, на которых дополнит палубные
самолеты ДРЛО. На тот момент советский авиапром мог предложить заказчику лишь
одну, подходившую для решения таких задач платформу - палубный
транспортно-боевой вертолет Ка-29 (изначальное обозначение - Ка-252ТБ). На этапе
НИР эта тематика получила наименование Ка-252РЛД (РЛД - радиолокационный дозор)\
Активные работы по новой машине развернулись с 1985 г. Поскольку новый вертолет
по задачам и оборудованию существенно отличался от исходной машины, позже он
получил собственное обозначение Ка-31.
В 1986 г. были утверждены эскизный проект и полномасштабный макет вертолета.
Началось рабочее проектирование, а затем постройка опытных экземпляров. Для двух
летных прототипов использовали находившиеся на Ухтомском вертолетном заводе им.
Н.И. Камова (ныне ОАО "Камов") недостроенные планеры вертолетов Ка-29 (сер.
No.No. 03Д1 и 03Д2). Позже, перед началом летных испытаний, на них нанесли
голубые бортовые номера 031 и 032.
Главная задача Ка-31 - обнаружение низколетящих воздушных целей, включая
противокорабельные ракеты (ПКР), и надводных целей в любое время суток, в
простых и сложных метеоусловиях. Для этого вертолет оснастили комплексом,
включавшим радиолокационную станцию на твердотельных элементах, работавшую в
дециметровом диапазоне волн. Информация о целях в автоматическом режиме по
телекодовому каналу связи передавалась на пункты управления. Вращавшуюся на 360‘
антенну с фазированной решеткой разместили под фюзеляжем. Поскольку она имела
значительные размеры, то в нерабочем положении складывалась. Чтобы стойки шасси
не мешали вращению антенны, их доработали: основные опоры сделали подтягиваемыми
вверх, а передние - убираемыми вдоль по полету в обтекатели. Для обеспечения
значительных потребностей комплекса в электроэнергии, вертолет оснастили
энергоузлом с мощной ВСУ, которую установили заглавным редуктором. Еще одним
отличием Ка-31 от Ка-29 стали дополнительные топливные баки, размещенные в
удлиненных наплывах фюзеляжа за кабиной экипажа.
"Мозг" нового вертолета - специальный комплекс Е-801 "Око" разработал
Горьковский НИИ радиоэлектроники (ныне Нижегородское НПО "Вега"). Комплекс
позволял обнаруживать воздушные цели типа истребитель на удалении в 100-150 км и
надводные цели типа патрульный катер на удалении в 250 км. Он обеспечивал
одновременную работу по 20 целям.
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета разработало Саратовское КБ
приборостроения. Кроме стабилизации полета машины с вращающейся антенной, он
обеспечивал выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по
заданному маршруту, автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м
над ее местом.
Первый полет Ка-31 состоялся в 1987 г., а в течение следующих трех лет прошли
его Госиспытания. Одновременно велась подготовка к серийному производству
вертолета на Кумертауском АПО (ныне ОАО "Кумертауское авиационное
производственное предприятие" или КумАПП). Развал СССР кардинальным образом
сказался на судьбе Ка-31. Обвальное снижение финансирования программы, снятие с
вооружения крейсеров типа "Киев" и прекращение строительства авианосцев привели
к тому, что интерес к Ка-31 со стороны заказчика существенно снизился. Тем не
менее, после длительных испытаний и доводки вертолет в 1995 г. был все-таки
принят на вооружение авиации ВМФ России. В серийное производство его так и не
передали, а существовавшие два экземпляра предполагалось базировать на
единственном российском ТАКР "Адмирал Кузнецов" и ВПК класса "Современный".
В 1999 г. программу Ка-31 неожиданно реанимировали. В том году был подписан
контракт на сумму 207 млн. USD, предусматривавший поставку ВМС Индии 9 таких
машин для комплектации переоборудованного ТАКР "Адмирал Горшков" (ныне "Викрамадитья"),
В результате серийное производство Ка-31 в Кумертау все-таки стартовало. Дебют
вертолета в Индии состоялся 16 мая 2001 г., а полностью индийский контракт был
выполнен к концу 2004 г. О подробностях службы вертолета в условиях южных широт
почти ничего не известно. Однако косвенным доказательством того, что камовское
изделие пришлось ко двору, стало подписание в 2009 г. дополнительного контракта
еще на 5 таких машин. Чтобы увеличить время барражирования вертолета, индийцы
планируют оснастить свои Ка-31 системой дозаправки в воздухе с телескопической
штангой-топливоприемником. В качестве танкера будут выступать транспортные
вертолеты.
Проявили интерес к Ка-31 и военно-морские силы КНР. В рамках программы развития
китайского флота возникла острая потребность в "летающих радарах" палубного
базирования. Был подписан контракт на постройку 9 вертолетов, первый из которых
был поставлен заказчику в ноябре 2010 г.
После "лихих девяностых" Россия в который раз за свою историю начала
восстановление былого военного величия. Коснулись новые веяния и героя нашего
рассказа. Однако бортовой комплекс Ка-31, уходивший корнями в далекие 1980-е
гг., уже не соответствовал требованиям времени. Нельзя сказать, что разработчик
забросил свое детище. По информации сайта http://alexeywo.livejournal.com,
опытно-конструкторская работа (ОКР) по модернизации Ка-31, получившая название
"Очертание-1", велась ОАО "Камов" еще с 1990-х гг. Для обозначения создаваемых в
ее рамках вертолетов в различное время применялись обозначения "03Д2", старое
Ка-252РЛД и Ка-31Р. Вертолеты этой модификации получили на вооружение новый
комплекс БКС-252.
Параллельно шла ОКР "Горьковчанин" по разработке вертолета "23Д2" (в различных
материалах ОАО "Камов" фигурируют также обозначения Ка-252СВ, Ка-31СВ и Ка-35)
для нужд Сухопутных войск с радиотехническим комплексом разведки наземных целей
Л-381. Согласно данным журналиста и исследователя истории послевоенной советской
авиации Петра Бутовского, летные испытания вертолета "23Д2" (белый борт. No.
231) были начаты в ноябре 2004 г. Сам вертолет представлял собой
переоборудованный первый прототип Ка-31. Его внешняя особенность - "армейский"
камуфляж. С 2006 г. начались испытания и второго экземпляра Ка-31 (белый борт.No.
232), модернизированного в вариант "23Д2". Более подробные сведения по этой
программе пока отсутствуют.
Согласно данным годовых отчетов ОАО "Камов", в 2009 г. проводился второй этап
совместных летных испытаний (СЛИ) опытного образца вертолета "03Д2" при его
корабельном базировании. При этом отсутствует ясность, какой именно вертолет в
них задействовали - вновь построенный, либо в очередной раз переделанный один из
прототипов. Еще до окончания этих СЛИ были объявлены тендеры на поставку
серийных образцов корабельных вертолетов РЛД. Итоги первого конкурса за No.
290-2038 от 26 ноября 2007 г. неизвестны, и скорее всего контракт заключен так и
не был. Согласно условиям второго конкурса, объявленного 28 августа 2008 г.
(извещение No. 080828/012437/ 155), предполагалась поставка двух Ка-252РЛД в
2009-10 гг. По его итогам 20 ноября 2008 г. с КумАПП был подписан контракт N9
328/3/212-Е03 на сумму 908,476 млн. руб., предусматривавший постройку этих
машин.
22 июня 2012 г. в 859-й учебный центр авиации ВМФ России в Ейске прибыл
корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31 Р (борт 90, красный).
Предположительно, что это первый серийный вертолет такого типа, построенный в
Кумертау для флота России. Через два месяца в Ейск прибыл и второй вертолет
этого типа (борт 91, красный). Затем обе машины перелетели в ЛИИ, в подмосковный
Жуковский, где сегодня проходят испытания.
Чуть ранее, 9 апреля 2012 г., появилась информация Минобороны РФ о приеме заявок
для участия в открытом аукционе на поставку до 25 ноября 2013 г. одного
корабельного вертолета Ка-31 Р. Местом поставки указан аэродром Североморск.
Хотя 15 мая этот тендер объявили несостоявшимся из-за отсутствия заявок на
участие, это вовсе не означает остановку программы Ка-31. Сегодня такой вертолет
объективно необходим Вооруженным силам России, поэтому его будут строить и
совершенствовать далее. Не исключены и дальнейшие экспортные перспективы этой
машины.