Ка-31Р ("03Д2", Ка-252РЛД) - вертолет корабельного базирования. Он предназначен для круглосуточного заблаговременного обнаружения угрозы воздушного нападения на соединения
кораблей, которые выполняют боевые задачи вне зоны действия самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и береговых РЛС.
Имеющееся на борту оборудование позволяет обнаруживать все цели, маневрирующие ниже уровня полета Ка-31Р (надводные корабли, самолеты и вертолеты, КР).
Данная винтокрылая машина может использоваться и для решения задач ПВО наземных подразделений и частей. Для этого предусмотрен сухопутный вариант вертолета,
который обладает техническими возможностями для базирования на неподготовленных площадках ограниченного размера. Место для таких площадок выбирается в
непосредственной близости от дислокации мобильных ЗРК, обеспечивающих вертолет целеуказаниями в боевом режиме.
Особенности конструкции обусловлены спецификой применения. Ка-31Р имеет типовую для вертолетов марки Ка конструкцию несущих винтов: два трехлопастных несущих
винта, размешенных соосно. Она позволяет добиться существенного уменьшения потерь мощности двигателей. Такая конструкция также значительно упрощает управление
вертолетом и в автоматическом, и в ручном режимах. При изготовлении лопастей используются полимерные композитные материалы. Машина оснащена
противообледенительной системой (эдектротепловой) и четырехопорным шасси, которое в полете частично убирается. В размешенные по бокам фюзеляжа обтекатели
убираются передние опоры, основные поджимаются вверх. Это необходимо для обеспечения антенне РЛС кругового врашения. В походном положении она фиксируется в
горизонтально под днищем вертолета, что значительно уменьшает аэродинамическое сопротивление. В боевом режиме во время полета она переводится специальным
устройством в вертикальное положение и может осуществлять круговое вращение. Размах зеркала составляет 5,75 м.
Экипаж заходит и выходит через сдвижную дверь, размешенную по правому борту кабины. Аля аварийного выхода предназначены размешенные по бортам кабины аварийные
дюки, которые имеют остекленные сдвижные створки и систему их аварийного сброса.
Ка-31Р оборудован комплексом ДРЛО "Око" Е-801, в составе которого есть мощная РЛС кругового обзора, выполненная на твердотельных элементах. Антенна - подвижная
плоская с фазированной решеткой. Период обзора (360 град.) составляет 10 с. Этот комплекс интегрирован с аппаратурой телефонных и телекодовых каналов радиосвязи, а
также с аппаратурой "свой-чужой" государственного опознавания. "Око" осуществляет круговой обзор и обнаружение надводных кораблей в пределах радиогоризонта, а
воздушных целей типа истребитель на расстоянии до 150 км. После обнаружения цель классифицируется по принадлежности. Аппаратура комплекса Е-801 позволяет
сопровождать в автоматическом режиме до 20 целей и передавать всю информацию о них на корабельные или наземные КП ПВО по открытым и закрытым телеколовым каналам
обмена информацией. Так же Ка-31Р получил бортовой комплекс связи БКС-252.
Во время работы антенны стабилизация угловых положений Ка-31Р, геометрическая и барометрическая высота полета обеспечиваются установленным на вертолете
пилотажно-навигационным комплексом. Радиотехническая система осуществления дальней навигации на машине выполняет непрерывное счисление координат летящего
вертолета, автоматически выводит его на аэродром (корабль) по сигналам посадочных РЛС в точку посадки, нал которой осуществляет зависание вертолета на высоте 25
м. Данный комплекс позволяет совершать полеты по типовым траекториям (маршрутам), проложенным в зоне дозора в автоматическом режиме без
участия пилота. Вертолет может летать в любых метеоусловиях круглосуточно.
Специальные комплексы связи, установленные на Ка-31Р, осуществляют обмен информацией о тактической обстановке по открытым и закрытым каналам телекодовой связи.
Когда вертолет осуществляет полет на высотах от 1500 м, информация по этим каналам может передаваться на дальность 1 50 км и более. Параметры полета
регистрируются автоматически специальной аппаратурой "Тестер-3 К", которая осуществляет соответствующую магнитную запись. РЛС питается от отдельного генератора,
который приводится в действие вспомогательной силовой установкой ТА-8К.
Топливная система вертолета имеет 14 ТБ. Их совокупная емкость составляет 3060 л. Такое решение вместе с рядом других позволяет при боевом поражении защитить
баки от пожара и взрыва.
22 июня 2012 года в Центр боевого применения и подготовки лётного состава авиации ВМФ России в Ейске прибыл корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31Р
с бортовым номером "90 красный". Предположительно, это первый серийный вертолет Ка-31Р, построенный для ВМФ России на ОАО "Кумертасское авиационное
производственное предприятие" (КумАПП).
В марте 2020 года 318 отдельный смешанный авиаполк Черноморского флота получил новейшие разведывательные вертолеты Ка-31Р (красные бортовые номера "90" и "91",
заводские номера 5232004162714 и 5232004164702). Это настоящая летающая радиолокационная станция, способная видеть любые цели на расстоянии в сотни километров.
При этом сама машина остается незаметной для противника.
Диапазон локаторов этого вертолета такой, что акватория Черного моря, к примеру, просматривается целиком. Каждый объект на воде или в воздухе моментально
вычисляет система распознавания. Патрулирование морских границ с воздуха на такой технике существенно упрощается. Аппаратура выдает радиолокационную картину
высокой четкости и замечает цели на большом удалении, когда сам вертолет находится вне поля видимости того, за кем наблюдает. Оборудование на Ка-31Р не упустит
ни какой мелочи и целеуказание для ракетного удара выдаст напрямую на главный командный пункт корабля.
Ка-31Р выступят в роли систем дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) для ракет "Калибр", "Оникс" и "Циркон". Ожидается, что в 2020 году в Крыму будет уже
целое звено Ка-31Р, которые помогут усилить оборону России с учётом грядущего появления на вооружении армии Украины американских противокорабельных ракет
Harpoon.