Уголок неба ¦ EHI Merlin

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная морские
   Merlin
       
Разработчик: EHI
Страна: Великобритания
Первый полет: 1987
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1980г. фирмы Westland и Agusta образовали консорциум European Helicopter Industries (EHI) для совместной разработки на базе вертолета WG.34 и итальянского трехдвигательного транспортного вертолета Agusta A-101G противолодочного вертолета EH-101.  Контракт на разработку варианта для флота был подписан в марте 1984 года, руководство программой было возложено на министерство обороны Великобритании. Первый полет первого опытного вертолета состоялся 9 октября 1987 года, а последующих восьми - в 1988-1990 годах.

Морской палубный вертолет "Merlin" HAS.1 (итальянское наименование - "Griffon") для противолодочной обороны разработан в двух разных модификациях, отличающихся оборудованием для флотов Англии и Италии. Вертолеты смогут использоваться для самостоятельных противолодочных и противокорабельных операций с палубы эсминцев при волнении 6 баллов, а также для поисково-спасательных операций, для разведки и радиоэлектронного противодействия. Максимальное время патрулирования при противолодочных операциях - 5ч. Кроме специального оборудования и вооружения морской вариант отличается увеличенной длиной и объемом грузовой кабины, складывающимися лопастями несущего винта и хвостовой балкой.

Первоначально программой разработки и производства вертолетов ЕН-101 предполагалось построить 50 вертолетов для ВМС и 25 - для армии Великобритании и 45 вертолетов для ВМС Италии, а также 50 вертолетов для ВМС Канады для замены вертолетов "Sea King". Потенциальный рынок оценивался в 700-800 военных и гражданских вертолетов ЕН-101, которые предлагались на экспорт многим странам, включая США, для замены палубных транспортных вертолетов СН-46 "Sea Knight". Вертолеты ЕН-101 предлагались, кроме основных трех вариантов, также в поисково-спасательном варианте, в кабине которого может разместиться 10 пострадавших на сиденьях и 8 на носилках. Общая стоимость разработки ЕН-101 оценивалась в 174 млн долларов.

Программа разработки и производства вертолетов ЕН-101 несколько раз пересматривалась из-за задержек постройки опытных вертолетов и их летных испытаний, а также из-за затруднений с финансированием. Первый полет первого опытного вертолета состоялся 9 октября 1987 года, а последующих восьми - в 1988-1990 годах. Летные испытания их, проводившиеся с 1987 года, были прерваны из-за катастрофы 21 января 1993г. опытного гражданского вертолета, потребовавшей некоторого изменения конструкции вертолета. За время испытаний опытные вертолеты должны были налетать 4000ч, до катастрофы они налетали 2500ч.

Изменились и программы закупок вертолетов. Флотом Великобритании заказано 44 противолодочных вертолета "Merlin", флот Италии собирается заказать 16 противолодочных вертолетов и зарезервировала свой заказ еще на 8 вертолетов армия Великобритании. Пересматриваются условия закупки вертолетов ЕН-101 для министерства обороны Канады, которое зарезервировало заказ на 35 противолодочных вертолетов и 15 поисково-спасательных. Изучается возможность применения вертолетов для радиолокационного пикетирования в системе раннего обнаружения для кораблей.

Вертолет Merlin HAS Mk.1 (теперь HM.Mk.1) принят на вооружение в ВМС Великобритании в декабре 1998 года. Так же 16 вертолетов передано в 1999 году для ВМС Италии, 8 в роли противолодочного вертолета, 4  в роли вертолетов ДРЛО, 4 в роли транспортного вертолета морской пехоты.

Конструкция вертолета. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом.

Фюзеляж типа полумонокок. Передняя и центральная части цельнометаллические, одинаковой конструкции для всех трех вариантов. Обтекатель концевой балки и пилон рулевого винта выполнены из КМ. В многоцелевом варианте задняя часть фюзеляжа и хвостовая балка несколько изменены для установки задней грузовой рампы. В палубном варианте концевая балка складывается, откидываясь вперед и вниз, при этом правая консоль стабилизатора размещается под задней частью фюзеляжа. Кабина экипажа оборудована для одного или двух летчиков. В противолодочном варианте в состав экипажа входят также .наблюдатель и оператор акустических систем; для всех членов экипажа используются кресла, рассчитанные на удар при посадке с вертикальной скоростью 10.7м/с. Усовершенствованное оборудование кабины экипажа предусматривает, широкое использование цветных индикаторов на ЭЛТ с многофункциональными клавишными панелями управления для пилотажно-навигационных задач и отображения данных. В многоцелевом военном варианте в грузовой кабине размерами 6.5 х 2.5 х 1.83м, смогут разместиться 30 вооруженных десантников или автомобиль-вездеход, для загрузки которых сзади имеется опускающаяся грузовая рампа. Для входа в грузовую кабину гражданского и многоцелевого вариантов предусмотрена основная дверь с левой стороны размерами 1.54 х 0.94м, служащая аварийным выходом. В центральной части кабины с правой стороны расположена сдвигаемая по направляющим дверь размерами 1.54 х 1.96м, имеющая аварийный люк. Имеются также два аварийных выхода с каждой стороны фюзеляжа, над обтекателями главных стоек шасси. В гражданском варианте кабина рассчитана на размещение 50 пассажиров по 4 человека в ряду (по схеме 2+2 с шагом 0.76м между рядами) и бортпроводника. Предусмотрены помещение для буфета за кабиной экипажа, туалет и багажный отсек в задней части фюзеляжа. Для доступа в багажный отсек предусмотрены люки с каждой стороны фюзеляжа.

Несущий винт пятилопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти крепятся к втулке с помощью эластомерных подшипников. Лопасти усовершенствованной конструкции из КМ, имеют изменяемые по длине относительную толщину и крутку. Законцовка сложной формы, разработанная по экспериментальной программе BERP, способствует улучшению аэродинамических характеристик лопасти.

Втулка выполнена из отдельных пластин из КМ с металлической матрицей. Предусмотрено применение электрической противообледенительной системы лопастей, которая для палубного варианта является стандартной. В палубном варианте имеется полностью автоматическая система складывания лопастей. Окружная скорость концов лопастей 204м/с.

Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 4.01м, лопасти выполнены из угле- и стекловолокна с заполнителем из номекса и пеноалюминия. Носок лопасти усилен противоэрозионной накладкой из титанового сплава. Втулка имеет эластомерные осевые шарниры. Предусмострено применение противообледенительной системы.

Оперение состоит из стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта. Стабилизатор прямой, трапециевидной формы в плане. Имеется небольшой киль под концевой частью хвостовой балки. Для обшивки стабилизатора, киля и концевой балки использованы панели из углеволокна или кевлара, в качестве заполнителя использован номекс. Носок стабилизатора снабжен электрическим противообледенительным устройстввом.

Шасси убирающееся, трехопорное, носовая опора имеет сдвоенные самоориентирующиеся колеса, уборка главных колес шасси производится в боковые обтекатели. Предусмотрены надувные поплавки из полиуретана с использованием кевлара. Выпуск и уборка шасси выполняются с помощью гидравлической системы с тройным резервированием. Номинальное рабочее давление в гидросистеме 20.7 МПа.

Силовая установка из трех ГТД со свободной турбиной Дженерал Электрик Т 700-GE-401 в палубном варианте чрезвычайной мощностью 3 х 1278кВт и максимальной продолжительной мощностью 3 х 1071кВт или СТ-7-6А в многоцелевом и гражданском вариантах чрезвычайной мощностью 3 х 1432кВт и максимальной продолжительной 3 х 1230кВт. ГТД установлены в верхней части фюзеляжа: два по обеим сторонам пилона и один за пилоном несущего винта. Вертолет может совершать взлет и полет на крейсерском режиме при двух работающих двигателях. Управление работой двигателей обеспечивается электронной и резервной механической системами. Двигатели защищены противопожарными перегородками из титанового сплава.

Боковые воздухозаборники, выполненные с применением кевлара, снабжены электрическими противообледенителъными устройствами фирмы "Данлоп". Вспомогательная силовая установка будет использоваться для запуска основных двигателей и привода редуктора вспомогательных агрегатов (электросистемы и гидросистемы). Для вертолета разрабатывается новый ГТД Роллс-Ройс-Турбомека RTM 322, взлетная мощность 1274кВт.

Трансмиссия. Мощность от трех двигателей передается непосредственно на главный редуктор при скорости вращения валов двигателя 20500 об/мин. Главный редуктор четырехступенчатый, с передаточным отношением 97.5 :1. Вал привода рулевого винта расположен между центральным двигателем и ВСУ, скорость вращения вала привода рулевого винта 3312 об/мин, вала рулевого винта - 950 об/мин. Промежуточный угловой редуктор имеет передаточное отношение 1.345:1.

Топливная система включает четыре топливных бака емкостью 1060л каждый, размещенных под полом грузовой кабины. Заправка топливом под давлением обеспечивается через заправочную горловину с правой стороны фюзеляжа. Имеются подкачивающие насосы для подачи топлива из баков. Предусмотрена автоматическая система регулирования расхода топлива. Рассматривается возможность применения системы заправки топливом в полете.

Система управления несущим и рулевым винтами гидравлическая, бустерная, дублированная.

Электросистема имеет основную трехфазную цепь переменного тока (115-200В) с двумя генераторами переменного тока с масляным охлаждением (45 или 90 кВА - в зависимости от варианта), с приводом от правого редуктора и третьим резервным генератором переменного тока, имеющим самостоятельный привод. В цепи постоянного тока имеется никель-кадмиевая батарея.

Электронное оборудование. Работа электронных систем основана на использовании двух мультиплексных систем передачи данных MIL-STD-1553B, которые связывают основные системы управления и специальное оборудование на вертолете. Основным звеном обработки данных системы управления является дублированная ЭВМ, которая осуществляет контроль за пилотированием, управлением и отображением данных, выполняет вычисление летных характеристик и следит за состоянием и функционированием систем, ЭВМ контролирует также работу основной системы передачи данных. К основным системам, обеспечивающим полет, относятся также дуплексная цифровая автоматическая система управления полетом, комплексная подсистема военной связи, доплеровская инерциальная, глобальная и другие навигационные системы. Автоматическая система управления будет включать автоматический указатель направления полета и плановый навигационный индикатор.

Вооружение и специальное оборудование. В противолодочном варианте вертолет может быть вооружен четырьмя самонаводящимися торпедами Маркони "Стинг Рей" или другими видами вооружения и оснащен противолодочной системой Дженерал Электрик AQS-903. В противолодочном варианте предполагается использовать радиолокатор кругового обзора в носовом обтекателе (Ферранти "Блю Кестрел" на английском вертолете); погружаемый гидролокатор; два автомата сбрасывания радиогидроакустических буев; усовершенствованный процессор акустических сигналов; систему радиоэлектронной разведки; маркерные маяки и спасательную лебедку.

Вариант для противокорабельной разведки и слежения во взаимодействии с фрегатом будет оснащен оборудованием для тактической разведки и загоризонтного обнаружения целей, обнаружения и передачи на фрегат координат корабля противника и данных для наведения ракет фрегата. При выполнении заданий по патрулированию определенной ограниченной зоны (740 х 570км) или слежению за надводными объектами на территории площадью 77700км2 вертолет оснащен соответствующими радиолокационными средствами.

Многоцелевой вертолет при доставке снаряжения может быть оснащен грузовым тросом, рассчитанным на усилие 5445кг, и различным вооружением.





 ЛТХ:
Модификация   Merlin HM Mk.1
Диаметр главного винта, м   18.59
Диаметр хвостового винта, м   4.01
Длина,м   22.80
Высота ,м   6.63
Масса, кг  
  пустого   10500
  максимальная взлетная   14600
Внутренние топливо, кг   3438 + опционально 840
Тип двигателя  
  английская версия   3 ГТД Rolls-Royce Turbomeca RTM 322 02/8
  итальянская версия   3 ГТД General Electric T700-GE-T6A
Мощность, кВт  
  максимальная   3 х 1724
  взлетная   3 х 1566 (1521)
  нормальная   3 х 1394 (1327)
Максимальная скорость, км/ч   309
Крейсерская скорость, км/ч   286
Перегоночная дальность, км   1200
Практическая дальность, км   740
Продолжительность полета, ч   5
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6500
Статический потолок, м   4575
Экипаж, чел   2 пилота и 2 оператора
Полезная нагрузка:   до 30 солдат или 3100 кг груза
Вооружение:   Боевая нагрузка - 907 кг на 2 или 4 узлах нагрузки
 2-4 торпеды Mk.46 или Stingray или A 244/S или
 2-4 глубинные бомбы Mk.11 или
 2-4 ПКР AM.39 Exocet или AGM-84 Harpoon или Sea Eagle или Sea Skua.


 Доп. информация :


  Чертеж "EHI EH-101"
  Фотографии:

 Прототип вертолета   © Baldur Sveinsson
 Merlin HM.1  © Burkhard Domke
 Merlin HM.1
 Merlin HM.1  © Military-wallpaper.com
 Griffon ВМС Италии  © Oscar Bernardi
 Merlin HM.1  © Military-wallpaper.com
 Merlin HM.1   © Military-wallpaper.com
 Приборная панель

    Схемы:

 Размещение оборудования и вооружения:
1 - малогабаритные торпеды; 2 - блок электронно-вычислительной аппаратуры; 3 - спасательный буй; 4 - пусковые устройства гидроакустических буев; 5 - пусковые устройства инфракрасных ловушек; 6 - опускаемая гидроакустическая станция; 7 - консоль аппаратуры управления; 8 - место установки РЛС кругового обзора

  



 

Список источников:

Максим Старостин. Все вертолеты Мира. European Helicopter EH-101 "Merlin"
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
P.Allen. The Helicopter
Airforce Technology. Merlin ASW/Transport Helicopter
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Agusta-Westland EH101 & NH Industries NH90


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: