В 1970 г. началась разработка поисково-спасательного Ми-14ПС. Первый опытный образец переоборудовали
из серийного Ми-14ПЛ в 1974 г. При этом с вертолета демонтировали комплекс "Кальмар", кроме РЛС, установили дополнительное радиооборудование, в
хвостовой части фюзеляжа сделали люк, установили бортовую стрелу с лебедочно-грузовой системой СЛГ-300, которая включала лебедку ЛПГ-300, позволявшую
поднимать спасателя с двумя пострадавшими общей массой до 300 кг. Как и на БТ, турбохолодильную установку вынесли на внешнюю сторону правого борта
фюзеляжа, ниже проложили коммуникации топливной системы и электропроводку, ранее проходившие в районе дверного проема. В носовой части установили две
дополнительные поисковые фары. Вместо штурмана-оператора в экипаж включили фельдшера-спасателя, кроме него, предусмотрели возможность брать на борт еще
двух спасателей в счет полезной нагрузки. Позднее боковую дверь увеличили в два раза.
Предполагалось применение вертолета в следующих вариантах:
- поисковый, оснащенный дополнительным топливным баком;
- поисково-спасательный, оборудованный для перевозки до 9 человек на носилках или 18 сидячих. Предназначался для поиска спускаемых аппаратов (СА)
космических кораблей и эвакуации их экипажей, а также для подбора и транспортировки пострадавших при крушениях морских и воздушных судов;
- эвакуационно-транспортный - для эвакуации с места посадки на внешней подвеске СА массой до 3000 кг, а также для доставки грузов на внешней
подвеске, в т. ч. аварийно-спасательного снаряжения терпящим бедствие кораблям и грузов на корабли и суда ВМФ;
- транспортно-спасательный - для доставки и сбрасывания 20 спасательных плотов ПСМ-6АМ при невозможности из-за гидро- метеоусловий оказать помощь
терпящим бедствие другими способами, а также для транспортировки в грузовой кабине аварийно-спасательного снаряжения и других малогабаритных грузов
массой до 2 т (с берега на корабль, с корабля на берег, с корабля на корабль и в труднодоступные районы суши).
Кроме того, Ми-14ПС предусматривалось использовать для перевозки 19 служебных пассажиров и парашютного
десантирования различных групп.
Госиспытания Ми-14ПС прошли в 3-м управлении ГК НИИ ВВС с 14 ноября 1978 г. по 29 июня 1979 г. (руководитель
бригады -П.Олейник, ведущий летчик - В.Баракин, испытатели-парашютисты они же экспериментаторы-спасатели - К.Анашкин, Е.Тур-лаков). В ходе ГСИ, на этапе
"Б", с борта вертолета было выполнено 54 спуска и 68 подъемов спасателей с поверхности моря в различных погодных условиях. В заключительном Акте
испытатели отметили, что для выполнения задач на Ми-14ПС требуется хорошо слетанный экипаж, прошедший специальную подготовку. Рекомендацию для запуска в
серийное производство и принятия на вооружение вертолет получил. В общей сложности было построено 25 таких машин. На вертолетах поздних серий
устанавливались две фары, вынесенные на "балкончик" в носовой части.
Следует отметить также ряд специальных испытаний, которые проходил Ми-14ПС в ГК НИИ ВВС. Например, осенью
1980 г. в районе грузинского г. Телави прошли полеты с неподготовленных горных площадок, находившихся на высотах 1000-2000 м над уровнем моря. Летом и
осенью следующего года в Крыму в районе полигона Чауда и в акватории Черного моря состоялись испытания по применению вертолетов для борьбы с
малоразмерными воздушными шарами (диаметр до 2 м), дрейфующими на высотах до 4000 м. На Ми-14 провели 28 полетов, во время которых для поражения шаров
использовали ручной пулемет и автомат Калашникова. Практически в то же время проводилась оценка возможности полетов с палуб авианесущих крейсеров "Киев"
и "Москва", а в 1983 г. - с большого противолодочного корабля "Азов".
В 1987 г. на базе Ми-14ПС были построены две новые модификации одна предназначалась для обеспечения
учебно-тренировочного десантирования, а другая, оснащенная специальной поисковой лазерно-телевизионной системой, для борьбы с диверсантами. Через два
года появилась модификация с утепленной грузовой кабиной. Модернизацией "спасателей" занимались также в Польше и Германии.
В СССР, кроме авиации флотов, незначительное количество Ми-14ПС получили ВВС, в которых эти машины
использовались, прежде всего, для поисково-спасательного обеспечения (ПСО) запусков и посадок космических аппаратов. Так, 2 таких вертолета находились в
181-й отдельной вертолетной эскадрилье (н.п. Чебеньки, Оренбургской обл.), еще 2 в смешанном полку, базировавшемся в н.п. Троицкое под Кустанаем. Кроме
того, начиная с 1983 г., в отряд управления Ейского ВВАУЛ поступили четыре Ми-14ПС, на которые возложили ПСО полетов ВВС Северокавказского ВО, в первую
очередь - над акваторией Азовского моря.
В настоящее время в Ейске базируется отряд ПСО 1 -й смешанной авиадивизии 4-й ВА ВВС России, в составе
которого по-прежнему числятся четыре Ми-14ПС. Все они в 1990-94 гг. прошли ремонт на Севастопольском АРЗ, причем борт 04 в апреле 1994 г. пришлось
перегонять полулегальным способом. Сейчас это единственный вертолет ВВС РФ данного типа, эксплуатация которого продолжится до 2004 г.
Лётництво Марынарки Войсковей (авиация ВМС Польши) получило в 1982-85 гг. 12 Ми-14Э и 5 Ми-14ПС. Они вошли
в состав базирующейся в Дарлове 29-й эскадры (соответствует эскадрилье), входившей тогда в 16-й вертолетный полк, который в настоящее время
переформирован во 2-й авиадивизион. Служба польских противолодочников во многом оказалась схожа с работой восточногерманских коллег, причем они также
потеряли одну машину.
Поляки весьма активно использовали Ми-14ПС по прямому назначению. Часто вертолеты вылетали для оказания
помощи в очень сложных погодных условиях, что привело в 1989-90 гг. к потере в летных происшествиях двух машин. Свою службу спасатели несут и поныне.
Вот лишь два примера из недавней истории. 6 июня 2000 г. в 20.22 дежурный борт был направлен на поиск частного Ми-2, потерпевшего аварию над сушей в 15
км к юго-западу от Дарлова. Через 20 минут экипаж спасателя обнаружил место происшествия и быстро выяснил, что Ми-2 совершил удачную вынужденную посадку,
при которой ни летчики, ни пассажиры не пострадали. После прибытия полиции и пожарных Ми-14ПС вернулся в Дарлов для продолжения дежурства. 17 июня того
же года в 21.30 последовал вызов с земснаряда, работавшего на Балтике. Одному из моряков внезапно стало плохо и его пришлось эвакуировать с палубы в
спасательной люльке. Больного доставили на аэродром Кошалин, где передали бригаде "скорой помощи".
Очень высокой оценки заслужили Ми-14ПС. Широкая дверь позволяла свободно работать со специальной корзиной,
в которой размещался спасатель. При такой системе можно было поднять с воды любого тяжелораненого. Вспоминается рассказ польских летчиков, участвовавших
в начале 1990-х гг. в совместных учениях с германскими спасателями на вертолетах "Си Кинг". Экипажу Ми-14ПС удалось поднять человека с помощью корзины
за 10 секунд, тогда как команде "Си Кинга" потребовалось на это около 5 минут.
Кстати, у поляков с Ми-14 произошел уникальный случай. Экипаж выполнял полет над морем в 40 км от аэродрома,
когда, очевидно, из-за отрыва куска хвостовой части лопасти началась сильнейшая тряска. После доклада о случившемся экипаж получил команду приводниться
и покинуть борт, воспользовавшись спасательными средствами. Совершив посадку, командир направил вертолет к берегу, а сам с экипажем пересел на ходу в
спасательную лодку, с которой их вскоре снял подоспевший Ми-14ПС. Волнение моря было небольшим, и покинутый вертолет потихоньку самостоятельно рулил в
течение нескольких часов. Он почти добрался до берега, но закончилось топливо, двигатели выключились, произошла разбалансировка лопастей в момент
останова, машина опрокинулась и затонула.
В настоящее время Ми-14 в Украине, как и в России, сняты с вооружения. Украинские вертолеты собраны на
территории Севастопольского авиационного предприятия (Современное официальное название Севастопольского АРЗ), начальником летно-испытательной станции
которого мне выпало служить, начиная с 1985 г. Наш завод в советские времена был ведущим по ремонту Ми-14, а сейчас потихоньку занимается их утилизацией.
Если в отношении противолодочных машин эту меру можно оправдать (ППС "Кальмар" действительно устарела, модернизировать "четырнадцатый" не удалось даже
авиапрому СССР, а сейчас для этого просто не найти средств), то вывод из эксплуатации поисково-спасательных представляется совершенно нецелесообразным.
Пришедший на смену "четырнадцатому" Ка-27ПС - хорошая машина, но по дальности полета проигрывает милевскому аппарату, не может приводниться и, к тому же,
в этом корабельном вертолете слишком тесно для нормальной работы спасателей, размещения их снаряжения и пострадавших. Если бы Украина сохранила хотя бы
звено Ми-14ПС, то действуя, скажем, из Севастополя, Сак или Кировского, они бы перекрывали большую часть Черного моря, где, увы, ежегодно происходит
немало чрезвычайных происшествий, и люди гибнут, не дождавшись помощи. Поэтому очень отрадным представляется тот факт, что в конце прошлого года в
Очакове в составе Морского вертолетного полка ВМС Украины после длительного перерыва начались полеты одного вертолета, который стал использоваться для
ПСО на Черном море. Ми-14ПС под нож еще не пошли, и если наша держава изыщет весьма небольшие средства на восстановление их летной годности, то это
позволит спасти не одну человеческую жизнь.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-14ПС |
Диаметр несущего винта, м |
21.29 |
Диаметр рулевого винта, м |
3.91 |
Длина,м |
18.38 |
Высота ,м |
6.93 |
Масса, кг |
|
пустого |
8821 |
максимальная взлетная |
13400 |
максимальная взлетная |
14000 |
Внутренние топливо, л |
3795 |
Тип двигателя |
2 ГТД Климов ТВ3-117М |
Мощность, л.с. |
2 х 1950 |
Максимальная скорость, км/ч |
230 |
Крейсерская скорость, км/ч |
215 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Практический потолок, м |
4000 |
Статический потолок, м |
1600 |
Экипаж, чел |
4 |
Полезная нагрузка: |
до 19 человек или 3000 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|