В 1946 году ВМС США объявили конкурс на трех-, пятиместный
многоцелевой вертолет, специально предназначенный для эксплуатации на авианесущих кораблях — авианосцах, линкорах и крейсерах. Основными претендентами были
Piasecki PV-14 (XHJP-1) и S-53 (XHJS-1).
Вертолет Сикорского создавался на основе S-51, но отличался от последнего рядом особенностей,
обеспечивающих его эксплуатацию на кораблях. Он имел систему складывания назад вдоль хвостовой балки лопастей. Чтобы предохранить от случайного
попадания людей в рулевой винт, избежать задевания им о палубу и надстройки при посадке в плохую погоду он, в отличие от S-51, был приподнят на
специальной концевой балке над хвостовой балкой. При разработке шасси учитывалась необходимость обеспечения посадки на качающуюся палубу. В полу кабины
был сделан люк с лебедкой для ведения спасательных работ либо для установки фотооборудования. Комплекс навигационного оборудования предусматривал полеты
ночью. Первый полет прототипа оснащенного поршневым двигателем Continental R-975-34 мощностью 525 л.с.
состоялся 22 сентября 1947 года.
В конкурсе компанию Сикорского ждало поражение. S-53 остался в трех опытных
экземплярах (только два летали - 30368 и 30370). Флот выбрал вертолет Пясецкого. Установив винты с максимальным перекрытием,
Пясецкий достиг большей компактности вертолета при хранении на палубе, чем у S-53 с торчащей назад хвостовой балкой. Большой заявленный диапазон
продольной центровки давал определенные преимущества. В частности, облегчал спасательные работы посредством лебедки. На S-53, как и на S-51, в случае
изменения нагрузки для обеспечения центровки требовалось перемещать балласт. Примененная на S-53 втулка еще старой конструкции без выноса горизонтальных
шарниров ограничила диапазон центровки. В определенной мере на выбор флотом вертолета Пясецкого повлияло и увлечение в конце 40-х годов продольной
схемой.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XHJS-1 |
Диаметр главного винта, м |
14.94 |
Диаметр хвостового винта, м |
2.64 |
Длина,м |
12.98 |
Высота ,м |
3.10 |
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
2404 |
Тип двигателя |
1 ПД
Continental R-975-34 |
Мощность, л.с. |
1 х 525 |
Максимальная скорость, км/ч |
177 |
Крейсерская скорость, км/ч |
145 |
Практическая дальность, км |
531 |
Скороподъемность, м/мин |
305 |
Практический потолок, м |
5791 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|