В рамках программы LAMPS Mk III американский флот выбрал вертолет Н-60, к
тому времени уже победивший в тендере, проводимом Армией США.
28 февраля 1978 года, шесть / месяцев спустя после того, как выбор ВМС США
в рамках реализации программы LAMPS Mk III пал на вертолет S-70L, компания "Sikorsky"
получила контракт стоимостью 109,3 млн долларов на постройку пяти опытных
YSH-60Bs (номера 161 169-161 173) и одной машины для наземных испытаний. После
постройки YSH-60B компания IBM на предприятии в Овего должна была установить на
них авионику.
Таким образом, выпущенный в августе 1979 года и облетанный 12 декабря того же
года, первый опытный вертолет, No. 161169, не имел никакой специальной аппаратуры
- ни системы РЭБ (аппаратуру должна была ставить IBM), ни системы обмена
данными, ни поисковой РЛС.
На левом и правом бортах у вертолета имелись небольшие пилоны для подвески
вооружения - левый немного сдвинут вперед, плюс справа на хвостовой балке был
установлен пилон для выпускаемого магнитометра. Силовая установка вертолета
включала два ТВД General Electric T700-GE-701 максимальной продолжительной
мощностью 1260 л. с. и максимальной мощностью в аварийном режиме 1285 л. с.
каждый. Двигатель T700-GE-701 в отличие от установленного на армейских UH-60A
двигателя T700-GE-700 имел повышенную коррозионную стойкость.
В феврале - июле 1980 года к программе испытаний присоединились еще четыре
YSH-60B, второй YSH-60B прибыл на авиабазу Патуксент-Ривер для испытаний на
электромагнитную совместимость и устойчивость к воздействию электромагнитных
полей 2 апреля 1980 года, после чего он был передан компании IBM в Овего. 28 мая
1980 года полностью оборудованный авионикой YSH-60B вылетел с аэродрома в Овего
для выполнения учебной задачи ПЛО. 6 января 1981 года во время испытаний на
фрегате УРО "Макинерни" (FFG 8, тип "Оливер X. Перри") была впервые
задействована система RAST (Recovery, Assist, Secure and Traversing) обеспечения
посадки вертолета в условиях сильной качки.
Опытная эксплуатация вертолета была начата в мае 1981 года - два YSH-60B
поступили в 1-ю опытовую авиаэскадрилью, дислоцированную на авиабазе ВМС США
Патуксент-Ривер. Опытная эксплуатация вертолета на борту корабля, фрегата УРО "Макинерни",
начата 13 мая 1981 года, после завершения которой вертолет был рекомендован к
принятию на вооружение и запуску в серию. По рекомендации командующего опытовыми
силами ВМС США, в рамках бюджета 1982 финансового года был выдан контракт на
поставку первой партии из 18 SH-60BS (номера 161553-161570).
1-я опытовая эскадрилья в октябре 1981 - январе 1982 года осуществила испытания
всех видов вооружения, а 1 сентября 1982 года завершило свои испытания и
Управление по инспектированию и приемке. На тот момент Seahawk налетали уже
более 3000 часов.
Палубный противолодочный вертолет Sikorsky
SН-60В Sea Hawk разработан в соответствии с конкурсной программой флота США LAMPS Мк.3 (Light Airborne Multipurpose System - легкая
авиационная многоцелевая система) для эксплуатации с авианосцев, а также с
военных кораблей типа фрегат или эсминец. Он предназначен для ПЛО,
обнаружения кораблей противника и выдачи целеуказаний корабельным системам.
Основным назначением вертолета SН-60В является
обнаружение и идентификация надводных и подводных целей в радиусе 185 км во
взаимодействии с кораблем базирования, который должен обеспечить
координирование ответных действий, при этом информация от
гидроакустической станции вертолета посылается в базовый информационный
центр корабля. Вертолет может также выполнять операции в автономном режиме,
используя сбрасываемые радиогидроакустические буи и буксируемый
магнитометр для определения местоположения и классификации подводных лодок
противника с последующим их уничтожением самонаводящимися противолодочными
торпедами или глубинными бомбами.
Вторая задача вертолета SН-60В - загоризонтное
обнаружение цели для увеличения дальности действия запускаемых с корабля
противокорабельных ракет и раннее предупреждение об атаке посредством
радиоэлектронной разведки. Дополнительные задачи предусматривают
поисково-спасательные и разведывательные операции, патрулирование, а также
эвакуацию раненых и доставку снаряжения на военные корабли.
Комплексная корабельная противолодочная система,
заменившая ранее используемую систему, предусматривает действия вертолета
на большом расстоянии от охраняемых кораблей, чтобы значительно расширить
возможности систем дальнего обнаружения и ПЛО в целом.
Комплексная система оружия LAMPS Мк.3 состоит из
авиационной и корабельной частей, связь между которыми обеспечивается с
помощью закрытой двусторонней цифровой линии передачи данных, а также с
помощью радио. Авиационным компонентом системы является вертолет
Sikorsky SН-60В Sea Hawk, разработанный на базе вертолета UH-60A Black Hawk. В корабельную часть системы входит аппаратура для
обработки акустических сигналов; бортовые системы вертолета
взаимодействуют с корабельными (датчики, система обработки данных, связное
оборудование), а выполнение задания контролируется с корабля.
Информация от датчиков и устройств обработки данных на
вертолете передается в общую информационную распределительную шину.
Обработка некоторых данных осуществляется непосредственно на борту
вертолета, причем вся информация непрерывно передается на корабль, где
имеются более мощные средства обработки и источники информации. Между
вычислительными средствами вертолета и корабля устанавливается
непосредственная связь, обеспечивающая совместное использование базы
данных вертолетных и корабельных ЭВМ.
После обнаружения подводной лодки на большой дальности
с помощью буксируемой антенной решетки или гидроакустической станции
базового корабля или при ее обнаружении патрульным самолетом дальнего
радиолокационного обнаружения вертолет SН-60В направляется в зону,
где обнаружена подводная лодка, причем, хотя вертолет оснащен собственными
навигационными средствами, предполагается через линию передачи данных
корректировка его полета с корабля. При достижении вертолетом заданной
зоны с него сбрасываются 5 или 7 пассивных радиогидроакустических буев для
повторного обнаружения и определения местоположения подводной лодки.
Акустические сигналы, принятые радиогидроакустическими
буями, передаются в метровом диапазоне на вертолет Sea Hawk, где
они обрабатываются, кодируются и затем передаются на корабль для
подробного анализа, проводимого оператором акустических датчиков. Обычно
вертолет находится в зоне приблизительно в течение 20 минут, затем
перемещается в следующую зону для возобновления поиска цели с помощью
опускаемого гидроакустической станции.
После определения координат цели вертолет начинает
снижение для уточнения координат цели путем использования
гидроакустической станции и пассивных радиогидроакустических буев
направленного действия или магнитометра. При подтверждении координат цели
начинается последний этап выполнения боевой задачи - атака с помощью
самонаводящейся торпеды, которая осуществляет самостоятельный поиск и
атаку цели. На конечном этапе выполнения боевого задания, когда вертолет
находится на небольшой высоте над поверхностью моря, связь между ним и
кораблям может прерываться и вертолет должен действовать в автономном
режиме.
Командование ВМС намерено использовать вертолеты
SН-60В Sea Hawk на 106 боевых ракетных кораблях четырех типов:
фрегатах класса FFG-7, эсминцах DD-963 и DD-993, а
также крейсерах CG-47. Предусматривалась закупка 204 вертолетов Sea Hawk, которые должны размещаться на кораблях эскадрильями - по
два вертолета, причем предполагалось оснастить системой LAMPS Мк.3
боевые корабли, на которых ранее использовалась система LAMPS Мк.1.
Авиационным компонентом системы LAMPS Мк.1 является палубный
вертолет Kaman SH-2 Sea Sprite.
Разработка программы LAMPS Мк.3 началось в 1969
году, а в 1970 году была закончена разработка требований к вертолету по
этой программе.
Разработка противолодочного вертолета
SH-60B Sea
Hawk была начата в 1974 году. Фирма Sikorsky предложила флоту
модифицировать свой вертолет UH-60A, рассчитывая, что он будет
отвечать требованиям флота для проведения противолодочных операций,
обнаружения и определения координат надводных кораблей. Для этой цели был
использован четвертый опытный вертолет YUH-60A, модифицированный на
средства фирмы. Проведенные модификации включали установку системы
автоматического складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки,
перемещение вперед задней стойки шасси со спаренными колесами, меры защиты
от коррозии. Вертолет был оснащен специальным оборудованием, в том числе
радиоэлектронным оборудованием нового состава.
В 1977 году были проведены оценочные испытания
модифицированного вертолета YUH-60, и в сентябре командование флота
США объявило о выборе его по программе LAMPS.
Головным разработчиком по программе LAMPS Мк.3
было выбрано отделение по разработке систем фирмы IBM, что
свидетельствовало о степени важности устанавливаемого бортового
оборудования, а фирма Sikorsky была утверждена в качестве основного
разработчика планера.
Комиссия по оценке закупаемых систем оружия при
министерстве обороны США в феврале 1978 г. приняла решение о разработке и
серийном производстве 204 вертолетов SH-60B, и фирме Sikorsky
был выдан контракт стоимостью 109.3 млн. долларов на разработку, постройку
и летные испытания пяти опытных вертолетов, а также на изготовление
планера для наземных испытаний; расчетная стоимость программы в 1978 г.
составила 3.5 млрд. долларов при цене вертолета 14.5 млн. долларов.
Первый полет первого опытного вертолета SH-60B
состоялся 12 декабря 1979 г, последующих четырех опытных - в 1980
году, а первый серийный вертолет был поставлен флоту США в марте 1983 г.
Программа серийного производства была в 1990 г. увеличена до 255
вертолетов SH-60В и продлится до 1999 г. Стоимость программы
возросла в 1994 г. до 8.132 млрд.долларов, а средняя цена одного вертолета
- до 30.1 млн. долларов.
Конструкция вертолета:
Вертолет SH-60B разработан на базе вертолета
UH-60A и имеет с ним 75% общих элементов конструкции. Основные
конструктивные отличия обусловлены другим назначением вертолета и
спецификой эксплуатации с палубы корабля. Для уменьшения габаритов при
размещении вертолета на палубе и в ангаре лопасти несущего винта
складываются, устанавливаясь над хвостовой балкой, а концевая балка со
стабилизатором и рулевым винтов складывается поворотом влево на 180° и
устанавливается вдоль хвостовой балки. Хвостовая опора шасси передвинута
вперед, чтобы обеспечить меньшую базу шасси для облегчения посадки на
небольшую площадку на палубе. Конструкция фюзеляжа не предусматривает
посадку вертолета на воду, поэтому предусмотрены узлы крепления надувных
баллонетов для удержания вертолета на плаву в случае аварийной посадки.
Для обеспечения посадки вертолета на палубу корабля
использована система RAST (Recovery, Assist, Secure and Traversing),
которая позволяет осуществить посадку на ограниченную по размерам площадку
в условиях килевой качки 5°, бортовой 28° и вертикальных перемещений при
высоте волны 4.6м (около 5 баллов). Для этого с вертолета, зависающего над
палубой, опускается легкий тросик, к которому прикрепляется более прочный
трос, связанный со швартовочным устройством на палубе и поднимаемый и
закрепляемый на вертолете. Этот трос подтягивается палубной лебедкой, а
летчик плавно снижает вертолет, совершая посадку на платформу,
установленную на рельсах. Сразу же после касания вертолет фиксируется на
платформе, лопасти и концевая балка складываются, и вертолет на платформе
втягивается в ангар.
Конструкция планера вертолета защищена от коррозии. В
носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из двух летчиков,
расположенных на сиденьях рядом, и оператора электронного оборудования в
специальном отсеке грузовой кабины, в которой размещено специальное
противолодочное оборудование.
Несущий винт такой же, как на вертолете UH-60A,
но снабжен тормозом и автоматической системой складывания лопастей,
действующей от электроприводов.
Рулевой винт также аналогичен рулевому винту
вертолета НН-60А.
Силовая установка состоит из двух ГТД
General Electric T700-GE-401C, имеющих
антикоррозионную защиту и встроенные воздухоочистители инерционного типа.
Номинальная мощность на валу: максимальная продолжительная 1662 л.с., а
максимальная кратковременная 1800 л.с. (в течении 30 минут) и 1940 л.с.
(в течении 2 с половиной минут)
Бортовое оборудование. В состав электрооборудования
входят два генератора переменного тока (20-50 и 30-40 кВА) и
никель-кадмиевая батарея (17 А*ч). Гидравлическая система состоит из трех
автономных цепей (двух основных и вспомогательной). Первые две имеют
привод от редуктора несущего винта, а вспомогательная питается от
электродвигателя ВСУ мощностью 74.5кВт. Бортовые системы вертолета
взаимодействуют с корабельным оборудованием - датчиками, системой
обработки данных и связи.
Для противолодочной обороны вертолет "Sea Hawk"
оснащен радиогидроакустическими буями (РГБ) и магнитометром. Контейнер для
25 РГБ устанавливается с левого борта вертолета. Перед сбрасыванием для
каждого РГБ назначается канал передачи сигналов в метровом диапазоне волн
и определяется глубина его погружения. Сбрасывание РГБ осуществляется с
помощью пневматических устройств. Для выполнения типового задания может
быть использовано приблизительно 12 РГБ. На вертолете установлена
многоканальная платформа для приема сигналов РГБ. С правой стороны
хвостовой балки вертолета установлен буксируемый магнитометр AN/ASQ-81 (V)
2.
Связное оборудование состоит из
УКВ-приемопередатчика Коллинз AN/ARC-159 (V) 2 дециметрового диапазона и
КБ приемопередатчика AN/ARC-174 (V) 2, а также запросчиков-ответчиков
системы опознавания Хезелтайн AN/APX-76А (V) и Бендикс AN/APX-100 (У) 1,
шифраторов TSEC/KY-75, TSEC/KG-45 (Е-1) и системе передачи данных Сьерра
Рисерч AN/APQ-44. Между кораблем и вертолетом предусматривается как
шифровальная, так и открытая (голосовая) связь с помощью УКВ- и
КВ-радиостанций Коллинз AN/ARC-159 и AN/ARC-174.
Двусторонняя многоканальная линия скрытой связи
состоит из двух основных элементов: конечного устройства бортовой
радиостанции AN/APQ-44 и конечного устройства корабельной радиостанции AN/SRQ-4. Вся передаваемая информация имеет цифровое кодирование и
мультиплексируется в непрерывный поток данных, кодируемых перед передачей.
На вертолете "Sea Hawk" установлены две направленные антенны - под
нижней передней частью фюзеляжа и хвостовой балкой. Выбор антенны и
наведение ее на корабль обеспечивается командами ЭВМ.
Система обработки данных состоит из двух бортовых
цифровых вычислительных устройств AN/AYK-14, обеспечивающих координацию
системы и шин данных. Важным элементом системы LAMPS Мк.З при выполнении
задачи ПЛО является усовершенствованный процессор акустических сигналов
AN/UYS-1 "Протей" фирмы "IBM". Один процессор установлен на вертолете,
другой - на корабле. Все кодированные акустические сигналы от приемника РГБ AN/ARR-75 поступают в процессор "Протей" для анализа и классификации.
С помощью процессора оператор может определять местоположение цели и
степень риска.
На вертолете использованы две РЛС и активная система
опознавания "свой-чужой" AN/ARX-76A фирмы "Хезелтайн". Доплеровская РЛС
AN/ARN-217 фирмы "Теледайн-Райан" используется для автоматического
управления вертолетом на режиме висения. Поисковая РЛС AN/ARS-124 фирмы "Тексас
Инструментc", применяемая для обнаружения воздушных и надводных целей,
имеет антенну с линейной решеткой, которая помещается в плоском обтекателе
под носовой частью вертолета для обеспечения кругового обзора.
Быстросканирующая антенна в сочетании с усовершенствованным цифровым
преобразователем обеспечивает точную обработку сигналов для достижения
оптимального обнаружения надводных целей даже в условиях сильного волнения
на море.
На вертолете имеется система радиоэлектронной поддержки
Рейтеон AN/ALQ-142, которая обеспечивает обнаружение целей с точным
определением координат целей, что необходимо для раннего обнаружения
источников излучения противника и получения точной информации о дальних
целях (для наведения противокорабельных управляемых ракет). Система AN/ALQ-142 может взаимодействовать с корабельной системой Рейтеон
AN/ALQ-32.
Пилотажно-навигационное оборудование состоит из
радионавигационной системы Коллинз AN/ARN-118 (V), радиовысотомера Ханиуэлл АN/APN-194 (V), доплеровского радиолокатора Теледайн-Райан
AN/APN-127 и радиокомпаса Коллинз AN/ARA-50 дециметрового диапазона.
Управление работой РЛС вертолета, РГБ и датчиком поиска осуществляется
дистанционно, путем передачи данных по радио в реальном масштабе времени.
Полученные данные анализируются и обрабатываются на корабле.
Вооружение состоит из двух самонаводящихся
противолодочных торпед Мк.46 на боковых узлах подвески или
противокорабельных управляемых ракет "Пингвин.