Специально для загоризонтной радиолокации в мае 1982 года была начата разработка вертолета Sea King AEW.Mk2. В июне того же года начались работы по переоборудованию первых двух вертолетов. С каждого из них была снята гидроакустическая станция и вместо нее смонтирован комплекс
радиоэлектронного оборудования, состоящий из РЛС дальнего обнаружения, системы опознавания, средств радиотехнической разведки, аппаратуры обработки и отображения данных и необходимых средств связи.
"Сердцем" новой морской системы оружия стала РЛС кругового обзора EMI "Серчуотер"
(такие же РЛС устанавливались на патрульных самолетах "Нимрод"). Здоровенный, грибообразный обтекатель антенны РЛС размещается с правого борта вертолета. В полете "шляпка гриба" смотрит вниз, антенна
располагается ниже фюзеляжа, и детали конструкции не ограничивают обзор, как в случае с РЛС AW391. При взлете-посадке обтекатель поворачивается на 90 град. по полету. В этом случае колеса выпущенных опор
шасси ниже его, и РЛС не мешает "Си Кингу" стоять на "ногах". В рабочем положении антенна находится ниже обводов фюзеляжа и обеспечивает круговой обзор. Для
защиты антенны использован радиопрозрачный обтекатель,
который во время работы наполняется
сжатым воздухом с избыточным давлением
0.035кг/см2. Во время взлета, посадки
и в нерабочем положении воздух из
обтекателя стравливается. Диаметр и
длина обтекателя 1.8м, масса РЛС 545кг,
время поворота в рабочее положение
составляет 14 секунд. При полете
вертолета на высоте 3000м дальность
обнаружения радиолокационной станцией
воздушных целей составляет 230км.
Технические возможности РЛС "Searchwater"
позволяют вести одновременное
наблюдение за 40 целями, осуществлять целеуказание без прекращения работы в
режиме поиска, она может работать в
качестве метеорологической и
навигационной.
Сигналы РЛС
обрабатываются соответствующей
бортовой аппаратурой и выводятся на
пульт оператора тактической установки,
установленный в грузовой кабине. Пульт
имеет три индикатора: кругового обзора (ориентирован
на север и стабилизирован относительно
земли), "дальность-азимут" и "дальность".
Подобная установка антенны РЛС изначально была временной импровизацией. РЛС планировалось установить под брюхом вертолета, но неувязочки бывают не только в России. Когда
просвещенные мореплаватели попробовали совместить антенну и вертолет, у них ничего не получилось. Тогда британские умельцы взяли трубу от газопровода диаметром 30 см и приклепали одним концом сбоку
фюзеляжа, на другой ее конец подвесили антенну в кевларовом обтекателе. "Авось потянет", - привычно подумали английские мужики и не ошиблись. Радар оптимизирован для обнаружения и сопровождения
кораблей и судов (может обнаруживать и перископы подводных лодок), но способен отслеживать и воздушные цели, правда, летящие с небольшой скоростью.
Всего было построено восемь таких вертолетов, они и сегодня остаются на вооружении Королевских ВМС. Кроме них, подобный вертолет имеют на вооружении только ВМС России - это Ка-31, принятый на
вооружение в 1996г.
Проведенные
во второй половине 1982 года испытания
системы "вертолет-РЛС" показали ее
высокую эффективность, следствием чего
было формирование в 1985 году первого
звена из трех вертолетов Sea King HAEW Mk.2,
предназначенных для авианосца "Illustrious".
В 1986 году звено вертолетов Sea King HAEW Mk.2
было развернуто на авианосце "Ark Royal",
а затем и на авианосце "Invincible". При
продолжительности патрулирования 4-4.5
часа каждое из таких звеньев должно
обеспечить круглосуточную защиту
авианосного соединения.
Обозначение Sea King AEW.Mk.5 получили четыре вертолета Sea King HAS.Mk.5,
которые переоборудовали в радарные пикеты.
Последним вариантом стал Sea King AEW.Mk.7. В мае 1995 г. министерство
обороны объявило тендер на модернизацию вертолетов Sea King AEW.Mk.5.
Основная борьба ведется вокруг выбора новой РЛС - предлагались
радиолокационные станции Searchwater 2000, унифицированный в РЛС
самолета Harrier FA.2 радар Blue Wixen, станция вертолета Merlin - Blue
Kestrel. Не исключалось аннулирование программы в пользу принятия на
вооружение радарного пикета на базе вертолета Merlin или конвертируемого
летательного аппарата V-22 Osprey.
Нормальный вертолет ДРЛО, способный реально обнаруживать ударные самолеты
и крылатые ракеты противника, англичане получили только в 2002 году в
результате проекта Cerberus, в ходе которого ранее построенные Sea King
ДРЛО модернизировались установкой радара Searchwater 2000AEW в
модификацию AEW.7 (они же ASaC.7). C 2016 года их планировалось сменить
на вертолете ДРЛО на базе AW101 (Merlin), причем радар и электроника на
нем будут стоять те же.