18 ноября 2017 года, с аэродрома Таганрогского авиационного
научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева совершил первый полет самолет
радиолокационного дозора и наведения нового поколения А-100.
Самолет пилотировал экипаж ТАНТК им. Г.М. Бериева. В ходе полета поведение
самолета на всех режимах - нормальное.
Первый А-100 создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А
построенного на ульяновском авиационном заводе "Авиастар-СП". Отличительная
особенность этой машины - новые малошумные и более мощные двигатели ПС90А76.
Авиационный комплекс РЛДН нового поколения А-100 создается ТАНТК им. Г.М.
Бериева в рамках Государственной программы вооружения совместно с Концерном
радиостроения "Вега".
А-100 - следующее поколение самолетов дальнего радиолокационного дозора и
наведения, которые применяются для обнаружения и сопровождения воздушных целей и
надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем
управления о воздушной и надводной обстановке.
А-100 будет использоваться для обнаружения и последующего сопровождения самых
различных воздушных, морских и наземных целей.
Он сможет управлять ударной и истребительной авиацией, наводя ее на заданные
цели и оповещая об изменениях воздушной обстановки, в том числе появлении новых
угроз.
Впервые в самолетах такого типа реализована возможность управления беспилотными
летательными аппаратами. В качестве воздушного командного пункта А-100 обеспечит
устойчивую связь с различными группировками войск и оперативную передачу команд
по защищенным каналам.
А-100 сможет получать информацию не только со своего радара, но и из космоса - с
разведывательных и телекоммуникационных спутников.
В свою очередь, он сможет следить не только за воздушно-наземной обстановкой, но
и за ближним космосом. Эксперты утверждают, что А-100 значительно усилит
воздушно-космическую оборону страны.
На А-100 установлен обтекатель с уникальной антенной системой и новейшее
специальное радиотехническое оборудование. Благодаря этому новая машина может
быстро наращивать радиолокационное поле на заданном направлении. Также
авиационный комплекс может обнаруживать и сопровождать воздушные и иные цели.
Есть у него и возможность принимать участие в управлении истребительной и
ударной авиацией при наведении на воздушные, наземные и морские цели.
Самолет А-100 создается в рамках опытно-конструкторской работы "Премьер-476". Он
должен прийти на смену самолетам А-50 и А-50У. Ранее сообщалось, что серийные
поставки новых машин в войска начнутся в 2020 году.
Сверхточный военный радар дальнего обнаружения, создаваемый для самолета ДРЛОиУ
А-100, проектируется с расчетом на установку и на пассажирские самолеты для
предотвращения столкновений в воздухе, об этом говорится в техзадании на
разработку радара под шифром "Ванта". Проектом занимается
научно-исследовательский институт "Кулон". По плану Минпромторга работа над
опытным образцом "Ванты" завершится уже в декабре текущего года. Предварительные
и летные испытания были запланированы на 2014 год. В военной версии "Ванта"
будет на основе анализа собственных радиолокационных данных рассчитывать точку
встречи истребителя с целью при управлении группировкой фронтовой авиации с
самолета А-100, который должен прийти на смену нынешнему самолету ДРЛО и У А-50.
В гражданской версии "Ванта" будет анализировать траекторию полета окружающих
самолетов для избежание столкновения с ними. "Ванта" будет не только
автоматически определять скорость и направление движения цели, но и показывать
полный вектор, прогнозируя начало и конец маневра, подсказывая самую выгодную
точку, в которой надо начать атаку (для военной версии) или маневр уклонения
(для гражданской). Радиолокатор будет работать в четырех частотных режимах,
которые будут все время меняться. Это необходимо для защиты системы от помех.
Скорость целей, которые сможет зафиксировать "Ванта", – от 90 до 3,6 тыс. км/ч и
более. Особое внимание при разработке уделяется эргономике – блок аппаратуры
будет весить всего 20 кг, а габариты генератора сканирующих радиоволн и
подсистемы определения информации составят 60х50х40 см.
Технические характеристики А-100, естественно, строго секретны. Однако эксперты,
беря за основу уже не секретные характеристики А50 и учитывая полное обновление
борта, делают свои предположения.
В частности, утверждается, что А-100 будет в состоянии обнаруживать и
сопровождать наземные и морские цели на удалении до 500 км, а воздушные - до
1000 километров. При этом самолет в состоянии обеспечивать одновременное и
непрерывное сопровождение нескольких сотен целей в воздухе и на земле (на воде).
Также предполагается, что аппаратура А-100 позволит самостоятельно, без участия
оператора, оценивать и проводить селекцию целей, выбирая наиболее приоритетные
для атаки (или отражения атаки). И команды боевым самолетам и наземным силам
будут передаваться также в автоматическом режиме.
Интересная особенность в том, что из воздушного наблюдателя А-100 может быстро
превращаться в эффективную летающую систему радиоэлектронной борьбы.
Все эти возможности и специфические особенности А-100 будут проверяться и
подтверждаться в ходе начавшихся госиспытаний, в том числе летных. Если все
пройдет успешно, то, согласно планам, серийные поставки самолетов А-100 в войска
начнутся в 2020 году.