Командование вооруженных сил Индии уделяет большое внимание оснащению
национальных ВВС средствами ДРЛО и управления и планирует до 2009 года
приобрести три самолета системы "Фалкон", развернутые на базе самолета Ил-76ТД.
На них возлагаются задачи наблюдения за воздушным пространством и морской
поверхностью, контроля и управления воздушным движением, наведения самолетов ТА,
а также Р и РТР для вскрытия дислокации и состава РЭС противника (в первую
очередь системы ПВО).
Разработка самолета была начата в ТАНТК
им. Г.М. Бериева под обозначением "ЭИ" (или А-50ЭИ). По своим возможностям самолет практически идентичен китайскому заказу - АИ (принят Китаем
на вооружение под
обозначением KJ-2000).
В марте 2004 года правительство Индии заключило контракт стоимостью 1,1 млрд
долларов с израильской фирмой "Элта" на закупку для самолетов ДРЛО и управления
Ил-76ТД трех комплектов системы "Фалкон". Согласно этому контракту первый
самолет планировалось поставить в 2006 году, а последний - в начале 2009-го.
Многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2075 израильской фирмы Elta имеет круговую зону обзора и
предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей на
дальности до 450 км. Она работает в диапазоне 1 280-1 400 МГц на одной из 22
частот. Каждая АФАР (сектор обзора по азимуту 120°) состоит из 864 активных ППМ,
которые осуществляют электронное сканирование луча ДН в двух плоскостях.
Антенные решетки имеют длину 8,87 м и высоту 1,73 м. Модули выполнены на
твердотельных элементах. Сканирование луча ДН осуществляется: по углу места
±17,5°, по азимуту ±60°.
Благодаря быстрому изменению пространственного положения луча ДН и вида
зондирующих сигналов, станция может практически мгновенно переключаться с режима
поиска и сопровождения воздушных объектов (средняя частота повторения импульсов)
на режим обнаружения и сопровождения надводных объектов и обратно.
Станция РТР позволяет обнаруживать, классифицировать и определять
местоположение наземных и корабельных ИРИ, работающих в диапазоне частот 0,5-40
ГГц на дальности 400-500 км. Разведка ведется по излучениям всех видов
поляризаций.
Направление (пеленг) на ИРИ определяется интерферометрическим способом с
помощью двух разнесенных антенн. Данные РТР коррелируются с радиолокационными,
благодаря чему повышается дальность и вероятность распознавания класса и типа
объекта.
В состав станции входят: четыре группы антенн, расположенные на законцовках
крыла, в носовой и хвостовой частях самолета; предварительный усилитель;
широкополосное и узкополосное приемные устройства.
Оператор поста РТР может проводить сортировку всех принятых сигналов по
частоте, координатам и типу носителя. В базу данных для автоматического
распознавания перед каждым вылетом вводятся характеристики до 500 типов ИРИ.
Аппаратура системы опознавания "свой-чужой" разработана фирмой "Талес". Она
осуществляет запрос обнаруженных объектов путем излучения кодированного сигнала
запроса и анализа ответного сигнала. При этом производится индивидуальное
опознавание с определением бортового номера самолета (корабля), его
местоположения, государственной принадлежности и некоторых других данных.
Индикация "своего" объекта осуществляется дополнительной отметкой на экране
индикатора РЛС.
Бортовая аппаратура связи и передачи данных будет состоять из базовой
аппаратуры самолета и дополнительной. В первую группу входят две
УКВ-радиостанции (ОВЧ/УВЧ-диапазонов), один приемопередатчик и один приемник
КВ-диапазона.
Дополнительно устанавливаемая аппаратура связи включает в себя: десять
УКВ-радиостанций (ОВЧ/УВЧ-диапазонов), станцию спутниковой связи КЧ-диапазона,
две радиостанции СВЧ-диапазона. В комплект аппаратуры войдут также
программно-аппаратные средства управления связью, система внутренней связи и
передачи данных.
29 ноября 2007 года в городе Таганроге совершил первый полет новый самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО)
"ЭИ". В ходе испытательного полета поведение самолета на всех режимах полностью соответствовало расчетам. Самолет оснащен новыми двигателями
ПС-90А-76.
20 января 2008 года самолет дальнего радиолокационного обнаружения "ЭИ" совершил перелет из Таганрога в Израиль для проведения
дальнейших работ по установке и испытаниям радиоэлектронного комплекса.
Первый экземпляр самолета A-50EI (бортовой номер KW-3551) в конце 2008 года все еще проходил летные испытания в Израиле.