В настоящее время на вооружение ВВС России поступает обновленная версия
данного самолета А-50У, которая является глубокой модернизацией модели А-50М.
Предполагается, что до 2016 года все имеющиеся на вооружении самолеты А-50М
будут модернизированы до нового варианта А-50У. Самолет был спроектирован и
построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД. Разрабатывался
на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева в тесном
сотрудничестве с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения
- НПО "Вега-М".
Первый самолет А-50У был передан ВВС России 31 октября 2011 года (бортовой
номер 47). Самолет был принят экипажем ВВС и выполнил перелет из Таганрога к
месту постоянной дислокации на авиабазу в Иваново. Второй самолет был готов в
декабре 2012 года (бортовой номер 33). Второй модернизированный самолет был
построен в 1984 году и поступил для проведения работ по модернизации на ТАНТК
им. Бериева в начале 2011 года. К 2014 году было готово и
передано ВВС РФ уже три самолета А-50У. До 2020 г. планируется принять на
вооружение российской армии 20 единиц А-50У.
Самолет ДЛРОиУ А-50М в состоянии выполнять полеты на дальность до 7 500 км., на
скорости до 800 км/ч. Данный авиационный комплекс в состоянии обнаружить
различные типы наземных и воздушных целей на удалении до 300 и 650 км.
соответственно. При этом А-50М в состоянии обеспечивать непрерывное
сопровождение до 300 различных целей. Технические характеристики самолета А-50У
в настоящее время держатся в секрете, но летчики говорят о том, что дальность
обнаружения целей на новом самолете с модернизированным радиотехническим
комплексом была повышена. Новый самолет в состоянии сопровождать сотни воздушных
целей, наводя на них десятки истребителей. При этом он может работать полностью
в автономном режиме. То есть команды могут приходить на борт истребителя
автоматизировано, а не выдаваться в эфир офицером боевого управления.
В соответствии с опубликованными данными приведем ряд характеристик и
возможностей современного облика российского комплекса РЛДН. Радиолокационная
станция комплекса способна обнаруживать цель типа истребитель, летящую на малой
высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, при большой высоте полета цели -
на дальности 300-600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км.
Количество одновременно сопровождаемых целей 50-60 (на усовершенствованном
варианте - до 150); число одновременно наводимых истребителей 10-12.
Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических ракет,
а также ракет морского базирования на модернизированном комплексе может
размещаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная
на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты на расстоянии до 1000 км.
Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ
диапазона - 400 км. На командные пункты видов вооруженных сил информация о
воздушных целях передается через наземные ретрансляционные станции. При передаче
информации на расстояние более 2000 км используется спутниковая связь. В
оборудование входит система дозаправки топливом в полете. Имеется комплекс
самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и
задней полусферах, включающий средства активного и пассивного
радиопротиводействия (в том числе устройства выброса ложных тепловых целей и
радиолокационных отражателей).
Модернизированный РТК самолета А-50У обладает улучшенными возможностями по
выявлению низколетящих и малозаметных воздушных целей с измерением их угловых
координат, скорости и дальности - обнаруживает различные типы воздушных и
наземных целей на дальности до 650 и 300 км соответственно, теперь он "видит" и
вертолеты. При этом комплекс обеспечивает сопровождение до 300 целей и
одновременное наведение нескольких десятков истребителей.
Глубокая модернизация радиотехнического комплекса (РТК) проведенная ОАО "ТАНТК
им. Г. М. Бериева" совместно с ОАО "Концерн "Вега" выгодно отличает самолет от
его предшественников. В первую очередь за счет использования более совершенных
алгоритмов функционирования комплекса, вычислительных средств повышенной
производительности, а также внедрением сквозной цифровой обработки сигналов.
Последняя деталь позволила значительно сократить массогабаритные характеристики
всей аппаратной части бортового РТК.
В модернизированном РТК применяется современная элементная база, прогрессивные
методы сборки и монтажа, а также ряд других новейших технологий, что позволило
существенно уменьшить габариты и массу аппаратуры, энергопотребление, а также
увеличило надежность систем. В целом проведенные работы позволили снизить общий
вес комплекса и всего самолета в целом. Следствием этого стала возможность взять
на борт больше горючего при той же взлетной массе самолета. При этом
взлетно-посадочные характеристики А-50У изменений не претерпели. В состав
пилотажно-навигационного комплекса включена спутниковая навигационная система,
что значительно повысило точность самолетовождения.
В состав пилотажно-навигационного комплекса самолета была включена спутниковая
навигационная система, что существенно увеличило точность самолетовождения.
Модернизации подверглись и рабочие места операторов комплекса, в частности
система отображения. Кардинально модернизировались рабочие места членов
тактического экипажа А-50У. Вместо старых стоек на основе электронно-лучевых
трубок были смонтированы новые универсальные средства отображения информации на
основе дисплейных комплектов с жидкокристаллическими индикаторами большого
разрешения и размерности. Кроме этого, на самолете ДЛРОиУ А-50У были оборудованы
буфет с бытовым оборудованием и комнаты отдыха для экипажа.
В результате проведенных работ по модернизации, существенно увеличились
функциональные возможности АК ДРЛОиУ. Преимущества А-50У перед
предшественниками:
- выросло число одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых на
них истребителей, увеличена дальность обнаружения различных типов воздушных
целей, в том и числе и новых типов;
- повышена дальность полета самолета и время выполнения им боевых задач на
заданном рубеже;
- повышена продолжительность использования комплекса и его надежность;
- использованы современные эргономичные конструкции пультов, приборных досок
операторов и органов управления;
- обеспечена хорошая считываемость всего объема представляемой информации с
рабочих мест, повышено качество и эффективность сигнализации, удобство работы с
оборудованием.
Параллельно с модернизацией уже имеющихся в ВВС самолетов А-50М концерн
радиостроения "Вега-М" совместно с ТАНТК им. Г. М. Бериева осуществляет работы
по созданию нового АК ДРЛОиУ, оснащенного принципиально новым РТК, обладающим
еще более высокими техническими характеристиками. По сути представленная
модернизация А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 "Премьер", который по своим боевым возможностям должен значительно превзойти
существующие А-50. Сообщается, что новый авиационный комплекс будет оснащаться
антенной с активной фазированной решеткой. Как отмечал в 2011 году
главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, новый
авиационный комплекс А-100 будет создан на базе модернизированной версии Ил-76 -
Ил-476, производство которого разворачивается в Ульяновске на мощностях завода "Авиастар-СП".
Данная машина должна быть разработана к 2016 году.