В 1947 г. на базе Ан-2 с мотором АШ-62ИР проработали два варианта ближнего
ночного разведчика БНР - . Один из них предусматривалось вооружить тремя пушками
Б-20: одной неподвижной в правой консоли нижнего крыла и парой - на
электрифицированной турели СЭБ-ЗА. Эскизный проект самолёта с бронезащитой
силовой установки, лётчика и штурмана послужил основой для создания ночного
разведчика и корректировщика артиллерийского огня НРК-
Ан-2НАК.
В нём от привычного Ан-2 осталась лишь половина, всю заднюю часть фюзеляжа за
крыльями заменили новой, с застеклённой ферменной кабиной штурмана. Оперение для
улучшения обзора задней полусферы сделали двухкилевым и разместили на тонкой
хвостовой балке.
Предусматривались как неподвижная установка с 20-мм пушкой
БД-20Э и боекомплектом 100
патронов, так и подвижная электрифицированная ВЭУ-1 с аналогичным орудием и
запасом в 250 патронов. Из последней, размещённой на фюзеляже за верхним крылом,
огонь по воздушному противнику должен был вести штурман. Предусмотрели также
подвеску до четырёх светящихся (САБ-100-55) или фотоавиабомб (ФОТАБ-50-35) общей
массой до 400 кг. Хотя разведчик считался двухместным, на нём сохранили второе
управление на случай использования для обучения лётчиков.
Поскольку НРК относился к боевым машинам, то лётчика защитили от осколков
снарядов зенитной артиллерии 12-мм бронезаголовником и 4-мм бронеплитами с
левого борта и со стороны пола. Штурман во время полёта по маршруту сидел рядом
с пилотом, а в боевой обстановке - на основном рабочем месте, защищённом
шестнадцатью бронестёклами толщиной по 15 мм и 6-мм бронеплитой, прикрывавшей
его сзади. Как и лётчик, штурман размещался в кресле с бронезащитой толщиной 5
мм.
Первый полёт на НРК выполнил лётчик А.Е. Пашкевич весной 1949 г., а осенью
машину передали в НИИ ВВС. В ходе государственных испытаний, завершившихся в
феврале 1950 г., выявили ряд дефектов, требовавших доработок, к тому же
недостаточная мощность бортовых источников электроэнергии не позволила испытать
вооружение. Продолжительность полёта составила 4 ч 33 мин на высоте 4000 м.
Самолёт ещё некоторое время числился в планах ОКБ, но в НИИ ВВС больше не
передавался.
Иногда эта машина упоминается как Ан-2Ф, но в документах автор этого не
встречал. Под этим обозначением скрывался также проект (1956 г.) вертикально
взлетающей машины с дополнительным двигателем АМ-9 в хвостовой части.
Зимой 1963-64 гг. на аэродроме ГК НИИ ВВС в Чкаловском проходил испытания Ан-2
No.1028-19, оснащенный вооружением для поражения наземных целей. Последнее включало два блока НАР УБ-16-57У,
подвешенных под крылом на балочных держателях БДЗ-57КУ, один такой держатель для подвески бомб калибром до 250 кг под фюзеляжем, прицелы и систему управления. В окнах и обшивке грузовой кабины
были сделаны приспособления для стрельбы из автоматов Калашникова, оснащенные упорами, ограничивающими углы поворота оружия, чтобы невозможно было прострелить элементы собственного самолета. В
процессе испытаний выполнили 7 полетов общей продолжительностью 4 ч 50 мин, сбросили 4 бомбы (ФАБ-250М54, 2 шт. ОФАБ-100НВ, ЗАБ-250-200) и кассету РБК-250, отстреляли 90 неуправляемых ракет С-5М
и С-5К и 180 патронов калибром 7, 62 мм.
Выводы: реактивное вооружение обеспечивает стрельбу по наземным целям с планирования под углом 20-25
град. с высоты 400 м при скорости полета 200
км/ч и дальности до цели 1000 м; эффективное поражение при бомбометании обеспечивается с горизонтального полета на скорости 180 км/ч с высоты 700 м; приспособления для стрельбы из автоматов не
обеспечивают ведение прицельной стрельбы по наземным целям из-за перекрытия линии прицеливания окантовкой люка и недостаточного угла поворота автомата. На этом работы по вооружению Ан-2 были
прекращены.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ан-2НАК |
Размах крыла, м |
18.18 |
Длина самолета, м |
12.40 |
Высота самолета, м |
4.68 |
Площадь крыла, м2 |
43.55 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3900 |
максимальная взлетная |
4950 |
Тип двигателя |
1 ПД Швецова АШ-62ИР |
Мощность, л.с. |
1 х 1000 |
Максимальная скорость, км/ч |
240 |
Крейсерская скорость, км/ч |
175 |
Практическая дальность действия, км |
640 |
Продолжительность полета, ч |
4 |
Практический потолок, м |
4750 |
Экипаж, чел |
4 |
Вооружение: |
20-мм пушка
БД-20Э, осветительные бомбы
САБ-100-55 или фотоавиабомбы
ФОТАБ-50-35 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|