Самолёт, предназначавшийся для
зондирования атмосферы, разведки погоды и ледовой обстановки, а также
транспортировки грузов гидрометеослужб создавался в соответствии с декабрьским
1946 г. постановлением правительства. На разработку эскизного проекта ушло
четыре месяца. Тогда казалось, что машину можно построить довольно быстро, но на
деле для этого потребовался почти год.
Первый экземпляр зондировщика атмосферы ЗА (самолет "К") выкатили на аэродром весной 1948 г.,
и 21 марта лётчик В.А. Диденко опробовал его в воздухе. Главным отличием ЗА от
транспортного Ан-2 стала застеклённая кабина наблюдателя, расположенная перед
килем. Из неё открывался не только прекрасный обзор во все стороны, но и хорошо
были видны метеорологические приборы, находившиеся в воздушном потоке. Экипаж ЗА
состоял из лётчика и экспериментатора. Самолёт мог использоваться и в
десантно-транспортном варианте - в его фюзеляже свободно размещались до 10
человек.
Ожидалось, что с двигателем АШ-62ИР и винтом АВ-911 -21К машина будет
подниматься на высоту до 7000 м, а с мотором М-62Р - на 10 000 м. Но опытный
самолёт потяжелел по сравнению с расчётами на полтонны, и его потолок не
превышал 5000 м. В остальном, как следует из акта по результатам государственных
испытаний, завершившихся осенью 1948 г., машина соответствовала заданию. Однако
в серийное производство ЗА не попал. Причина проста - заказчику требовался
зондировщик, построенный на базе серийного Ан-2, а судьба СХА тогда ещё не была
окончательно решена.
В мае 1950 г. вышло ещё одно постановление правительства, согласно которому
требовалось установить на ЗА турбокомпрессоры ТК-19, заимствованные от двигателя
АШ-73ТК. Это позволяло поднять потолок биплана до 10 000 м и более.
Одновременно с установкой турбокомпрессоров заменили воздушный винт на
В-513-Д-13. Крыло и оперение оснастили тепловыми противообледенительными
устройствами. Увеличение осевой компенсации элеронов и руля высоты, а также
площади его триммера снизило усилия на штурвале.
Заводские испытания машины, получившей обозначение ЗА-ТК, завершились в декабре
1950 г., и спустя полгода она поступила в НИИ ВВС. По результатам
государственных испытаний, завершившихся 15 августа следующего года, машину
рекомендовали для серийного производства. В 1952 г. ЗА-ТК испытали в
транспортном варианте, при этом его взлётная масса возросла до 5200 кг.
Запущенный в серийное производство самолёт получил обозначение Ан-6 (или
Ан-2ЗА). В1957 г.
завод No. 473 должен был сдать заказчикам 20 таких машин. Сколько их построили на
самом деле - выяснить не удалось, но они надолго оставили о себе память,
исследуя состояние атмосферы вдоль авиалиний. Помимо этого, 12 декабря 1953 г. и
9 июня следующего года лётчик В.А. Калинин и инженер Б.И. Бакпайкин установили
на Ан-6 два мировых рекорда высоты, поднявшись на 10 293 м и 11 248 м
соответственно.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ан-6 |
Размах крыла, м |
18.18 |
Длина самолета,м |
12.73 |
Высота самолета,м |
4.68 |
Площадь крыла,м2 |
43.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3640 |
максимальная взлетная |
5250 |
Тип двигателя |
1 ПД Швецова АШ-62ИР |
Мощность, л.с. |
1 х 1000 |
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
Крейсерская скорость, км/ч |
185 |
Практическая дальность действия, км |
1600 |
Практический потолок, м |
10000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|