Пожалуй, наиболее интересной новинкой нынешнего авиасалона в Ле-Бурже в области
военной авиации стал прототип нового авиационного комплекса дальнего
радиолокационного обнаружения и управления, предложенный подразделением
европейского авиастроительного концерна "Эрбас" - "Эрбас Милитари" - на
платформе легкого военно-транспортного самолета С-295, производимого входящей в
концерн испанской компанией CASA. Первый полет машины состоялся всего за две
недели до открытия выставки, что не помешало ей прибыть в Ле-Бурже, где она была
размещена на статической стоянке "под крылом" наиболее известного продукта "Эрбас
Милитари" - военно-транспортного А400М. Стоит отметить, что участвовавший в
авиасалоне самолет, названный C-295AEW (иногда
используется обозначение EC-295), пока не более чем демонстратор
технологий. Радиотехнического комплекса на его борту еще нет, да и возможный
поставщик его был официально объявлен только в ходе выставки. Тем не менее,
новинка представляет несомненный интерес - во-первых, по способу размещения
антенной системы (активная фазированная антенная решетка во вращающемся
обтекателе - "тарелке" над фюзеляжем, в то время как на других современных
самолетах аналогичного назначения полотна АФАР располагаются, как правило,
неподвижно), а во-вторых, тем, что это первое предложение собственного комплекса ДРЛО "Эрбасом" - до сих пор подобные самолеты в Европе разрабатывались и
строились только в России и Швеции.
О намерении "Эрбас Милитари" предложить на рынок собственный самолет ДРЛО на
базе С-295 стало известно лишь нынешней весной, когда на предприятии CASA в
испанской Севилье была завершена постройка прототипа C-295AEW, предназначенного
для оценки влияния размещения крупногабаритного обтекателя радиотехнического
комплекса (диаметр "тарелки" - 6 м) на характеристики самолета. Тогда же было
официально заявлено, что обтекатель РТК будет выполнен вращающимся, а внутри
него разместится активная фазированная антенная решетка, что "обеспечит
полностью круговой обзор пространства". Кто станет поставщиком РТК тогда еще не
сообщалось: интригу решили сохранить до салона в Ле-Бурже.
Здесь 21 июня состоялось торжественное подписание меморандума о взаимопонимании
по вопросу совместной разработки и маркетинга на международном рынке нового
самолета ДРЛО C-295AEW между "Эрбас Милитари" и израильской компанией ELTA,
входящей в структуру "Израэл Аэроспейс Индастриз" (IAI). Подписи под документом
поставили старший исполнительный директор "Эрбас Милитари" Доминго Урена и
президент ELTA Ниссим Хадас. Последний при этом подчеркнул, что "постоянно
растущие интенсивность и количество вооруженных конфликтов по всему миру привели
к росту спроса на самолеты специального назначения, в т.ч. комплексы ДРЛО, и
путем объединения усилий двух компаний на рынок в нужное время будет выведен
самолет, представляющий собой самое эффективное решение в данной области".
"Мы видим растущий в мире спрос на самолеты ДРЛО среднего сегмента - по
размерности и цене, которые можно использовать для решения задач ПВО и
обеспечения внутренней безопасности государств, - заявил в свою очередь
исполнительный директор "Эрбас Милитари" Доминго Урена. - Я уверен, что в
результате сотрудничества компаний ELTA и "Эрбас Милитари", в ходе которого мы
объединим наш богатый опыт и инженерные знания, нам удастся вывести на рынок
современный высокоэффективный продукт в данном классе, который, по большому
счету, станет первым средним самолетом ДРЛО". Было подчеркнуто также, что
благодаря высокой унификации по планеру и самолетным системам с другими
модификациями С-295 - транспортной и морской патрульной - потенциальный заказчик
получит реальную возможность сформировать на базе единой платформы
многофункциональный парк самолетов, способных решать широкий круг задач.
По словам специалистов "Эрбас Милитари", C-295AEW предназначен как для работы в
интересах ВВС, так и для решения задач в рамках оперативных действий флота или
сил береговой охраны, причем благодаря включению машины в так называемое сетецентрическое поле боя обеспечивается обмен данными фактически с любым
подразделением всех видов и родов войск вооруженных сил стран-союзников.
Самолет будет оснащаться радиотехническим комплексом четвертого поколения (по
классификации компании - разработчика), который включает радиолокационную станцию
с АФАР, интегрированную с аппаратурой госопознавания и устанавливаемую во
вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем. Кроме основного РТК, в качестве
опции, под фюзеляжем C-295AEW может устанавливаться антенна многоцелевой РЛС,
предназначенной для эффективной разведки и сопровождения наземных и надводных
целей. Тактический экипаж C-295AEW в составе шести операторов РТК располагается
за унифицированными рабочими местами вдоль левого борта самолета, оснащенными
самыми современными средствами отображения информации. Имеются в кабине самолета
и комфортабельные места для отдыха.
О характеристиках нового РТК представители партнеров по программе отвечают
уклончиво, ограничиваясь лишь заявлениями о том, что они будут лучше, чем у всех
других подобных современных систем. Мгновенный сектор обзора АФАР по азимуту
составит 120°, а ее вращение со скоростью "вдвое выше, чем у существующих
самолетов ДРЛО" (видимо, имеются ввиду американские E-3 "Сентри", E-2 "Хокай" и
российский А-50) обеспечит поистине круговой обзор пространства.
Стоит заметить, что до сих пор вращение надфюзеляжного дискового обтекателя РТК
применялось для антенных систем с щелевой или фазированной антенной решеткой (но
не АФАР). Активные ФАР, как правило, устанавливаются на самолетах ДРЛО
неподвижно. Это относится, например, к близким по классу к C-295AEW комплексам
ДРЛО со шведским РТК "Эриай" компании "Эрикссон" на базе самолетов SAAB 340,
SAAB 2000 и "Эмбраер" ERJ-145, а также более крупному американскому комплексу с
РТК MESA компании "Нортроп-Грумман" на платформе "Боинг" 737AEW&C, который
поставляется в Австралию, Турцию и Корею, и китайскому KJ-200 на базе
турбовинтового транспортного Y-8F-600 (развитие советского Ан-12). На всех этих
самолетах два полотна АФАР устанавливаются в плоском обтекателе над фюзеляжем,
отвечая за обзор левой и правой полусфер соответственно. По мнению создателей
C-295AEW, подобное размещение АФАР не обеспечивает полностью круговой обзор,
имея "провалы" диаграмм направленности по курсу самолета и за ним.
Довольно оригинальное решение было в свое время принято при создании
российско-израильских комплексов ДРЛО А-50И и А-50ЭИ, у которых в неподвижном
дисковом надфюзеляжном обтекателе размещались треугольником три полотна АФАР
компании ELTA. Как известно, программа А-50И для КНР была заморожена, однако в
самом Китае позднее на ее базе был создан собственный комплекс KJ-2000,
запущенный в серийное производство и принятый на вооружение НОАК. Три близких по
компоновке и идеологии к А-50И российско-израильских комплекса А-50ЭИ уже
поставлены ВВС Индии, ведутся переговоры о заказе еще нескольких.
Таким образом, компоновка антенной системы комплекса C-295AEW с одной
вращающейся АФАР является довольно необычной. Правда, один подобный самолет ДРЛО
уже существует: речь о китайском комплексе ZDK-03, разработанном по заказу ВВС
Пакистана на базе KJ-200, но с вращающейся над фюзеляжем "тарелкой" с АФАР.
Первый образец ZDK-03 был выкачен в ноябре прошлого года (см. "Взлёт" №12/2010,
с. 22-23). Нельзя исключить, что к разработке АФАР для него привлекались и
израильские специалисты. Так что, возможно именно они и "посоветовали" китайцам
и пакистанцам такое конструктивное решение. А теперь оно было предложено и
европейцам...
Прототип-демонстратор C-295AEW пока не имеет ни РТК, ни даже системы вращения
его обтекателя: согласно официальной информации "Эрбас Милитари", для начального
этапа летных испытаний он оснащается неподвижным макетом 6-метровой
надфюзеляжной "тарелки".
Первый полет машины состоялся в Севилье 7 июня 2011 года и продолжался 2 ч 48 мин.
Управляли демонстратором C-295AEW летчики-испытатели Алехандро Мадурга и
Альфонсо де Кастро, на борту также находились инженеры по летным испытаниям Хуан
Хосе Баеза и Антонио Охеда. Целью первого этапа испытаний является оценка
влияния обтекателя РТК на конструкцию базового самолета, его устойчивость,
управляемость и летные характеристики. "Первый полет подтвердил, что C295
является отличной платформой для установки такого обтекателя, -заявил вскоре
после посадки Алехандро Мадурга. - Поведение самолета и основные характеристики
более чем удовлетворительные и полностью отвечают нашим ожиданиям".
В компании "Эрбас Милитари" сообщили, что начальный этап летных испытаний
демонстратора C-295AEW будет продолжаться в течение трех месяцев, в ходе которых
будут более глубоко исследованы все основные характеристики модифицированного
самолета и принято решение об окончательном утверждении концепции нового
европейского комплекса ДРЛО.
21 декабря 2012 года, подразделение Airbus Military провело первый испытательный
полет самолёта CASA C295 AEW с установленными винглетами, которые предназначены
для повышения эффективности во время взлета, набора высоты и в крейсерском
полёте.