DC8 SARIGUE (SARIG) -
самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, построенный
французской фирмой Thomson-CSF на базе коммерческого авиалайнера DC-8
американской фирмы McDonnell Douglas. На самолете установлен комплекс
радиотехнической аппаратуры SARIGUE (Systeme Aeroporte de Recueil et d'Information de
Guerre electronique), позволяющей работать совместно с разведывательными
спутниками типа Helios. Основой комплекса является
станция ASTAC. Созданы две ее модификации: в контейнерном исполнении -
для оснащения боевых самолетов и во внутрифюзеляжном - для
специализированных самолетов радиоэлектронной разведки С.160G "Габриэль"
и DC-8 (входит в состав бортовой системы Р и РТР SARIGUE). Станция, по
оценке зарубежных экспертов, является уникальной. Благодаря высокой
точности измерения параметров, идентификации и быстроте определения
местоположения разведываемых РЛС в автоматическом режиме с отображением
обработанных данных на бортовом дисплее и их передачей на наземную
станцию, она обеспечивает эффективное решение задач оперативной и
тактической разведки (может также применяться в интересах индивидуальной
защиты самолета).
Вся программа получила во
Франции наименование Thomson-CSF Detexis. Первый полет самолета
состоялся в 1976 году. Всего было построен один самолет, который был
передан в ВВС Франции в 1977 году.
В 2001 году в боевой состав 51-й отдельной авиационной эскадрильи электронной
разведки OBRAC ВВС Франции, базирующейся на авиабазе Эвре-Фовиль, введен самолет
DC-8-72 с комплексом радио- и радиотехнической разведки (Р и РТР) нового
поколения SARIGUE NG (SARIG-NG - Systeme Aeroporte de Recueil et d'Information de
Guerre electronique - Nouvelle Generation). Он заменил самолет DC-8-53 с
комплексом SARIG, который регулярно использовался с 1977 по 1999 год для ведения
оперативно-стратегической Р и РТР от Балтийского до Средиземного моря, а также
активно задействовался в период боевых действий в зоне Персидского залива и на
территории бывшей Югославии.
Самолет DC-8-72 является модернизированным вариантом американского транспортного
самолета DC-8 "Дуглас", у которого благодаря использованию новых двухконтурных
турбореактивных двигателей типа CFM 56-2 дальность полета возросла до 11 тыс. км
и масса полезной нагрузки на 12 т. Работы по переоборудованию самолета и
разработке нового комплекса Р и РТР начались в 1995 году. В период 1999 - 2000
годов на базе испытательных центров Истр-ле-Тюбе и Мон-де-Марсан были проведены
летные испытания самолета и осуществлена оценка соответствия тактико-технических
характеристик комплекса Р и РТР предъявляемым требованиям. Как полагают
французские военные специалисты, по своим возможностям комплекс не только не
уступает, но по отдельным параметрам даже превосходит американский комплекс
радиоэлектронной разведки на базе самолета RC-135V, W "Ривет Джойнт".
Комплекс Р и РТР SARIG-NG разработан фирмой "Тейлз" (новое название фирмы
"Томсон - CSF") и состоит из подсистем радио- и радиотехнической разведки.
Подсистема радиотехнической разведки базируется на использовании авиационной
станции Astac последнего (третьего) поколения, специально разработанной для
комплекса SARIG-NG. Она обеспечивает разведку наземных, корабельных и самолетных
радиолокационных станций (РЛС), работающих в импульсном и непрерывном режимах
излучения в диапазоне частот 500 - 40 000 МГц. Станция осуществляет в
автоматизированном режиме высокоскоростную обработку сигналов (до 20 целей/в
секунду) в условиях сложной сигнально-по-меховой обстановки, распознавание типов
и определение координат до 10 РЛС в мин, одновременно отслеживая при этом более
200 целей. Ее антенно-фидерные устройства имеют следующие сектора обзора: по
углу места + 20°, по азимуту - 360° (120 и 240°, антенны бокового и переднего
обзора соответственно). Станция обеспечивает эффективный одновременный контроль
источников радиоизлучения (ИРИ) в зоне площадью более 160 км2 с определением их
местонахождения на дальностях до 110 км с точностью до 1 проц. от дальности
между самолетом и объектом разведки (при полете со скоростями до М = 0,9 и на
высотах до 12 000 м).
Для ведения РТР на самолете предусмотрено развертывание шести постов. Информация
о типах и географических координатах ИРИ отображается в реальном масштабе
времени на дисплеях автоматизированных рабочих мест операторов (рис. 2)
комплекса и передается по помехозащищенной радиолинии УКВ диапазона на наземный
центр управления и обработки данных.
Подсистема радиоразведки включает комплект аппаратуры, предназначенной для
перехвата сообщений и технического анализа излучений в сетях радиосвязи (в том
числе сотовой) в диапазоне частот от сотен килогерц до тысячи мегагерц, оценки
местоположения работающих узлов связи и радиостанций. В его состав входят
поисковые приемники и пеленгаторные станции, представляющие собой
модифицированные варианты средств радиоразведки серии TRC 290/600, находящихся
на вооружении французских сухопутных войск, и авиационный вариант новой
корабельной французской станции радиоразведки "Алтесс". С помощью этих
технических средств в автоматическом режиме осуществляются обнаружение и
регистрация разведываемых радиопередач, идентификация сигналов и определение
направлений на источники излучений. В случае необходимости ведения радиоразведки
в верхней части дециметрового и в сантиметровом диапазонах радиоволн
предусматривается использование приемников станции РТР "Астак".
Станции серии TRC 290 обеспечивают в УКВ-диапазоне перехват сигналов всех
известных типов модуляции, автоматический поиск по программе заданных каналов
связи и пеленгование с высокой точностью радиостанций и узлов связи.
Цифровые станции радиоперехвата и пеленгования последнего поколения на базе TRC
610 (рабочий диапазон от 0,1 до 1 350 МГц) позволяют осуществлять:
высокоскоростной обзор рабочих поддиапазонов частот (10 МГц/с в КВ-диапазоне и
10 ГГц/с в УКВ), перехват радиопередач, использующих сложные виды сигналов
(скачкообразное изменение рабочей частоты, сжатие во времени, расширение
спектра, работа на пониженных мощностях излучения и другие), а также определение
с высокой точностью (не хуже 1°) направлений на ИРИ метрового диапазона в
условиях сложной сигнально-помеховой обстановки.
Станция "Алтесс" (рабочий диапазон 2 - 1 350 МГц) обеспечивает высокую
вероятность перехвата передач с псевдослучайной (программной) перестройкой
рабочей частоты, имеет инструментальную точность пеленгования не хуже 0,5° и
может использоваться также для разведки РЛС, действующих в дециметровом
диапазоне длин волн. Она функционирует в автоматизированном режиме и может
сопрягаться со станцией РТР "Астак".
В интересах радиоразведки на самолете оборудуется восемь штатных постов, а в
случае необходимости предусмотрено дополнительное развертывание еще двух постов
радиоперехвата. Таким образом на борту самолета может размещаться до 16 постов Р
и РТР, для обслуживания которых планируется задействовать группу, насчитывающую
более 20 специалистов электронной войны (среди которых несколько
высококвалифицированных лингвистов-переводчиков). Численность летного экипажа
шесть человек.
Согласно публикациям в западных военных периодических изданиях, расходы на
разработку и ввод в строй самолета DC-8-72 с комплексом радио- и
радиотехнической разведки SARIG-NG превысили 280 млн. долларов. По мнению
французского военно-политического руководства, такие финансовые затраты на
создание самолета являются беспрецедентными для ВВС Франции, но они оправданны,
так как обеспечивают значительное повышение возможностей в целом всей
национальной системы стратегической радиоэлектронной разведки.