В 2009 году в вооруженных силах США
для повышения эффективности боевого применения частей и подразделений
оперативно-тактического звена и оперативности доведения разведывательных данных
и команд боевого управления до потребителей на ТВД принят на вооружение новый
воздушный узел связи и ретранслятор (ВУСР, BACN - Battlefield Airborne
Communication Node). Аппаратура данного узла связи устанавливается на борту
беспилотного летательного аппарата (ЕЛА) большой продолжительности полета типа
RQ-4B Block 20 "Глобал Хок" и самолета BD-700 "Глобал Экспресс", получивших
согласно номенклатуре министерства обороны США обозначение EQ-4B и Е-11А
соответственно.
Этот ВУСР предназначен для обеспечения УКВ-радиосвязью в зоне диаметром до 300
км под собой прежде всего в условиях горного рельефа местности абонентов,
оснащенных штатными УКВ-радиостанциями и не имеющих прямой видимости между
собой, а также для сопряжения различных сетей радиосвязи с передачей данных по
IP-протоколу.
Воздушный узел связи и ретранслятор BACN на базе: 1 - самолета Е-11А; 2 -
стратегического БЛА EQ-4B
Программно-аппаратный комплекс ВУСР позволяет решать следующие основные задачи:
поддержание телефонной и персональной подвижной радиосвязи; передача данных и
видеоизображений; сбор и распределение разведывательных данных от систем и
средств разведки на ТВД; формирование баз данных о силах и средствах (своих и
противника), а также о первоочередных целях; обеспечение удаленного доступа к
информационным сетям министерства обороны США и базам данных автоматизированных
систем управления армейского корпуса через сеть "Тактический Интернет";
координация огневой и авиационной поддержки.
Основу ВУСР составляет аппаратура ROBE Spiral 2. Она по своим возможностям
существенно дополняет модульную ретранслирующую аппаратуру изменяемой
комплектации, разработанную по программе ROBE (Roll-On Beyond-line-of-sight
Enhancement) и установленную на борту почти 40 стратегических
транспортно-заправочных самолетов КС-135.
Бортовое оборудование комплекса включает: антенно-фидерную систему;
ретрансляторы УКВ-диапазона, работающие со штатными средствами радиосвязи частей
и подразделений сухопутных войск "Синк-гарс", EPLRS/SADL, "Хэв Квик 1/2",
"Линк-16" и др.; терминал единой тактической системы передачи данных (СПД,
TCDL-Tactical Common Data Link); базовую станцию подвижной сотовой связи
стандарта CDMA; шифраторы; тактический маршрутизатор и коммутатор; сервер с
пакетом специального программного обеспечения; приемник космической
радионавигационной системы "Навстар".
Антенная система ВУСР БЛА EQ-4B включает в свой состав: по одной антенной
решетке из четырех ножевых антенн (три с вертикальной и одна с изменяемой
поляризацией), размещенных на нижней поверхности каждого крыла; пять ножевых
антенн (три одиночные и одна парная) на нижней поверхности фюзеляжа; две антенны
спутниковой связи УВЧ-диапазона на гондоле двигателя; параболическую антенну
(диаметр 1,21 м) спутниковой связи Ки-диапазона под обтекателем в верхней
носовой части фюзеляжа; две параболические антенны системы TCDL под
обтекателями, расположенными на нижней поверхности в носовой и хвостовой частях
фюзеляжа, и одну ненаправленную антенну. Антенная система самолета Е-11А по
составу аналогична.
Ненаправленная антенна системы TCDL формирует диаграмму направленности
полусферической формы с коэффициентом усиления 3 дБ. Параболические (коэффициент
усиления не менее 20 дБ) антенны, установлены на гиростабилизированных
платформах. Уровень выходной мощности их усилителя может составлять 2, 5, 10, 15
и 25 Вт.
Особенностью комплекса является способность ретранслировать сигналы различных
диапазонов, видов модуляции, форматов и скоростей передачи при использовании
методов повышения скрытности работы и помехозащищенности. Он обслуживает
имеющиеся на вооружении цифровые СПД, работающие в режиме многостанционного
доступа с временным разделением каналов (МДВР): ВВС -"Линк-11/IIВ" (TADIL-A) и
(dlHHK-16"(TADIL-J); ВМС-СЕС (Combat Engagement Capability); сухопутных войск -EPLRS.
Практически все системы, сигналы которых должны ретранслироваться, для защиты от
помех и перехвата используют расширение спектра передаваемых сигналов и
псевдослучайную (программную) перестройку рабочей частоты (ППРЧ). Для
ретрансляции сигналов системы "Линк-11" используется бортовая аппаратура,
работающая в диапазоне 225-400 МГц и обеспечивающая передачу данных на дальности
до 280 км.
Основу СПД "Линк-16" составляют многофункциональные цифровые системы связи и
распределения данных JTIDS и MIDS. В бортовой аппаратуре этих систем для защиты
от преднамеренных помех и перехвата применяется режим ППРЧ, сложные шумоподобные
сигналы, помехоустойчивое кодирование и дискретное изменение мощности излучения.
По каналам тактической единой СПД TCDL обеспечивается обмен данными со скоростью
от 200 кбит/с до 274 Мбит/с на дальность прямой видимости. Скорость передачи в
канале по линии "вверх" в дуплексном режиме (команды управления и телеметрия)
составляет до 200 кбит/с, а линии "вниз" (потоковое видео и др.) - до 274
Мбит/с.
ВУСР включает также аппаратуру спутниковой связи, позволяющую подключать сети
связи на ТВД непосредственно к системам высшего звена управления. Входящая в ее
состав приемопередающая УВЧ-аппаратура военной спутниковой системы связи "Флитсатком"
в режимах многостанционного доступа с временным разделением каналов и с
предоставлением каналов по требованию (TDMA/D АМА) обеспечивает телефонную связь
и передачу данных со скоростью до 16 кбит/с. Для закрытия каналов связи
используются шифраторы типа KIV-7, сертифицированные АНБ США по стандарту
"Тайп-1".
Бортовой сервер является основным элементом ВУСР. Объем его дисковой памяти
составляет несколько Терабайт. Он обеспечивает обработку, коммутацию и
маршрутизацию сигналов на борту, преобразование протоколов и форматов сообщений,
их переключение с одного диапазона на другой, хранение данных, получаемых от
различных разведывательных средств и их передачу по запросу на пункты управления
на ТВД для обработки и дальнейшего распределения. Кроме того, сервер
обеспечивает потребителям тактического звена возможность в реальном масштабе
времени прямого доступа по узкополосным каналам УКВ-радиосвязи к накопленной на
нем необработанной разведывательной информации (видеоизображения и др.), а также
к данным о тактической обстановке.
Персональная подвижная сотовая связь обеспечивается ВУСР в пределах всей зоны
обслуживания одной бортовой базовой станцией без использования какой-либо
дополнительной наземной инфраструктуры. В целях обеспечения непосредственной
авиационной поддержки военнослужащий с помощью сотового радиотелефона через ВУСР
имеет возможность установления связи с пилотом вертолета или истребителя.
Базовая станция позволяет одновременно обслуживать до 100 наземных абонентов.
Управление полетом БЛА и работой бортового радиоэлектронного оборудования
осуществляется с наземного пункта управления по каналам УКВ- и СВЧ-диапазонов.
На начало 2013 года на вооружении ВВС США состояло четыре самолета Е-11А
(бортовые номера 11-9001, 11-9355, 11-9358 и 12-9506) и три БЛА EQ-4B (04-2018,
04-2019 и 04-2020). Самолеты Е-11А входят в состав 451-го тактического
воздушного узла связи (Tactical Airborne Gateway), базирующегося на АвБ Кандагар
(Афганистан), а БЛА EQ-4B -9-го разведывательного крыла (АвБ Бил, штат
Калифорния). В настоящее время эти ВУСР активно задействуются для обеспечения
проведения операций сухопутными войсками США в Афганистане.
Головным разработчиком ВУСР является американская корпорация "Нортроп-Груммаи",
которая проводит работы по совершенствованию аппаратуры ВУСР. В частности, в
августе 2012 года с ней были заключены два контракта стоимостью 7,1 и 20,1 млн
долларов на оснащение одного самолета Е-11А новой аппаратурой СПД MR-TCDL (MultiRole
- Tactical Common Data Link). В перспективе на борту ВУСР предполагается
разместить аппаратуру непосредственного вещания, предназначенную для
оперативного доведения информации до потребителей.
Кроме того, ведутся НИОКР по созданию уменьшенного варианта аппаратуры ВУСР - "BACN
Лайт", который планируется разместить в подвесном контейнере на тактическом
разведывательном БЛА типа RQ-7A "Шэдоу". Данный вариант аппаратуры получил
наименование SmartNode. В отличие от BACN она позволит одновременно обслуживать
не более 100 наземных абонентов, включая возможность динамической коммутации для
предоставления услуг Wi-Fi по передаче видеоизображений с борта БЛА, другой
разведывательной информации и сообщений при использовании абонентами смартфонов.
В настоящее время проводятся летные испытания аппаратуры SmartNode на базе
самолета "Файрбёрд".