В январе 1971-го совершил первый полет вариант значительно усовершенствованного "Хокая" - Е-2С. Работы по его созданию начались еще в июле 1968-го и были следствием уроков,
полученных при применении Е-2А во Вьетнаме. Внешне от моделей "А" и "В" третья модификация "Хокая" отличается более острым и длинным (на 33 см) носом, скрывающим одну из антенн
систем ALR-59, внутренние отличия гораздо более существенные.
Новый самолет должен был быть способен обнаруживать воздушные цели на фоне любой подстилающей поверхности, а не только водного пространства. Вариант Е-2С по составу бортового оборудования, концепции боевого применения стал действительно новым самолетом. Кроме РЛС AN/APS-120, способной
обнаруживать маловысотные воздушные цели на фоне земной поверхности (в том числе на фоне гор), сменившей РЛС AN/APS-96, на Е-2С заменили инерциальную навигационную систему и установили пассивную
систему обнаружения источников электромагнитного излучения AN/ALR-59 (систему радиотехнической разведки). Антенна системы AN/ALR-59 установлена в увеличенном по сравнению с предыдущими модификациями носовом обтекателе; пассивная система позволяет засекать источники излучения,
определять их местоположение и идентифицировать по спектру сигнала на расстоянии примерно вдвое большем, чем дальность обнаружения воздушных целей РЛС AN/ APS-120.
Благодаря новой РЛС и пассивной системе обнаружения, Е-2С является одним из самых эффективных самолетов ДРЛО и управления в мире, уступая лишь гораздо более сложным и
крупногабаритным американскому Е-ЗА и российскому А-50. На машинах варианта "С" установлены также более мощные двигатели "Аллисон" Т56-А-425 мощностью по 4910 л.с.ъ
Операторы "Хокая" способны осуществлять до 30 перехватов одновременно. Дополнительные возможности "Хокая" появляются в случае совместной работы с наиболее совершенным палубным
перехватчиком ВМС США - истребителем "Грумман" F-14 "Томкэт".
Бортовая РЛС AN/AWG-9 "Томкэта" передает на борг"Хокая" информацию в реальном масштабе времени, при этом экипаж Е-2С может не
включать свою станцию или использовать данные РЛС истребителей для уточнения имеющейся информации о целях. Применение "Хокая" в качестве поста наблюдения и управления позволяет
сократить на 50% потребное количество истребителей-перехватчиков. С помощью самолета ДРЛО и управления (официальное название самолета Е2С "Хокай") истребитель автоматически
выводится в зону визуального обнаружения цели и занимает положение, оптимальное для атаки.
Точное наведение истребителей требует знания исходной точки места их положения в пространстве, откуда наведение осуществляется. "Хокай" оснащен мощным комплексом
пилотажно-навигационного оборудования, в состав которого входят инерциальная навигационная система, доплеровская РЛС, вычислитель аэродинамических данных, центральная гировертикаль,
система воздушных сигналов, навигационный вычислитель, радионавигационная система "Такан", радиовысотомер, радиокомпасы дециметрового и коротковолнового диапазонов.
Первые Е-2С поступили на вооружение эскадрильи VAW-123, дислоцировавшейся на береговой авиабазе ВМС в Норфолке, а первым
авианосцем, получившим Е-2С стала "Саратога" (в сентябре 1974 г.).
Самолеты Е-2С постепенно заменяли в эскадрильях флота предыдущие модели Е-2В, последний из которых сняли с вооружения в 1988 г. В процессе производства бортовое оборудование самолета постоянно
совершенствовалось, порой весьма серьезно, но на обозначении машины доработки не отражались. С декабря 1976 г. (начиная с 35-го серийного Е-2С) стали устанавливать РЛС AN/APS-125, позволявшую с высоты
9000 м обнаруживать до 800 воздушных целей на удалении до 480 км и наводить истребители на 40 целей одновременно; аналоговую бортовую ЭВМ заменили цифровой. В 1977-84 г.г. на всех ранее построенных
Е-2С "120-е" РЛС заменили на "125".
Станции AN/APS-120/125, точнее их антенны, имели существенный недостаток - большой уровень боковых лепестков диаграммы направленности. Применение на новой РЛС AN/APS-138 новой комбинированной антенны, состоящей из десяти антенн типа "волновой канал" (в комплексе вся
антенна РЛС представляет собой некое приближение к наиболее перспективному типу передающих устройств - фазированным антенным решеткам, ФАР), позволило снизить уровень боковых лепестков, и, как
следствие, улучшить характеристики станции по селекции целей. Серийное производство "138-х" РЛС началось в 1983 г., в том же году ими стали оснащать как вновь строящиеся, Так и состоящие на вооружении
"Хокаи". Самолеты выпуска 1987-89 г.г. получили еще более совершенную РЛС AN/APS-139, имеющую режим обнаружения и сопровождения малоскоростных воздушных и надводных целей. Помехозащищенность станции
улучшена за счет введения автоматического переключения на один из десяти фиксированных частотных радиоканалов в случае применения противником активных электромагнитных помех.
Наиболее совершенной на сегодняшний день из РЛС, устанавливаемых на "Хокаях", является РЛС AN/APS-145, которая применяется на Е-2С, начиная с самолета с заводским номером 161784. Усовершенствования РЛС направлены на увеличение дальности работы и дальнейшее повышение помехозащищенности. Уменьшение скорости вращения на один оборот в минуту (5 об/мин вместо 6 об/ мин у РЛС более ранних моделей, в
режиме точной пеленгации скорость вращения антенны РЛС - 3 об/мин) наряду с уменьшением частоты повторения импульсов в передающем сигнале позволило увеличить дальность обнаружения воздушных целей
класса "бомбардировщик" на 40% - до 680 км. Усовершенствованные ЭВМ и программное обеспечение позволяют обнаруживать до 2000 воздушных целей.
Параллельно с совершенствованием РЛС велась работа по улучшению всего бортового комплекса. В конце 70-х годов Е-2С стали оснащаться более совершенными пассивными системами обнаружения AN/ALR-73; аппаратурой, обеспечивающей передачу данных о воздушной обстановке по "закрытым" каналам связи. Самолеты, получившие "138-ю" РЛС, систему
AN/ALR-73, цифровую бортовую ЭВМ и "закрытую" радиосвязную аппаратуру получили в ВМС обозначение Е-2С "Гроуп 0"; они поставлялись в 1980-88 г.г. "Хокаи" "Гроуп I" ВМС стали получать с августа 1989 г.,
они отличались наличием "139-й" РЛС и более мощных турбовинтовых двигателей Т56-А-427 (установка более мощных и экономичных ТВД чуть ли не единственное усовершенствование в конструкции "Хокая",
непосредственно не связанное с БРЭО, в то же время лишние лошадиные силы "зарезервировали" возможность дальнейшего роста взлетной массы, связанной с установкой нового БРЭО ). В июне 1992 г. на
авиабазе Мирамар достигла состояния первоначальной боевой готовности первая эскадрилья Е-2С "Гроуп II", оснащенных РЛС AN/APS-145, приемниками спутниковой навигационной системы, новыми ЭВМ,
устройствами отображения тактической информации и радиосвязным оборудованием. Существующими планами развития авиации ВМС США предполагается модернизация всех поставленных самолетов "Гроуп I" в "Гроуп
II" и снятие с вооружения самолетов "Гроуп 0" к 2004 г.; к 2010 г. все самолеты Е-2С будут переоборудованы путем установки новой БЦВМ, усовершенствованных рабочих консолей операторов БРЭО и систем
спутниковой связи в вариант "Хокай 2000". Первый полет демонстрационного самолета "Хокай 2000" состоялся в начале 1998 г.
Кроме эскадрилий первой линии, Е-2С находятся на вооружении двух резервных эскадрилий авиации флота. Помимо флота, "Хокай" имеют Береговая охрана США и агентство по борьбе с
наркотиками. Все самолеты ДРЛО, используемые этими службами, арендуются у ВМС. Обычно два Е-2С имеется в Береговой охране и два охотятся за наркоторговцами над мексиканским
заливом. Самолеты и экипажи периодически меняются. "Кост Гуард" применяет Т-2С для контроля за прибрежной экономической зоной.
Кроме этого, "Хокай" привлекаются гражданской службой управления воздушным движением к контролю воздушного пространства в районе мыса Канаверал при запусках орбитальных кораблей
"Спэйс "Шаттл".
Е-2С стал первым и единственным вариантом "Хокая", поставлявшимся на экспорт: четыре самолета закупили ВВС Израиля, тринадцать - Япония, пять -ВВС Египта. В 1998-м пару "Хокаев"
для своего новейшего авианосца "Шарль де Голль" приобрели французы. Интересно отметить, что в вооруженных силах Израиля, Египта и Японии Е-2С используется как сухопутный самолет,
то есть является более дешевой альтернативой сложному Е-ЗА.
Боевой единицей ПВО авианосного соединения считается один самолет Е-2С и пара перехватчиков F-14A, патрулирующая в зоне на удалении
110-115 км от корабля базирования на высотах 46007600 м; время патрулирования 3,5 часа. Появление этой боевой единицы в середине 70-х годов стало знаменательной вехой в развитии
вооруженных сил. Главной угрозой американским авианосцам были и остаются крылатые ракеты, ранее советского, а теперь российского производства. Носителями ракет являются подводные
лодки и самолеты.
Борьба с субмаринами - это проблема палубных "Викингов", вертолетов, а также различных эсминцев и фрегатов. Борьба с самолетами - задача истребителей, наводимых самолетом ДРЛО.
К середине 70-х годов советские дальние ракетоносцы могли достаточно уверенно поражать цель, такую, как авианосец, не входя в зону действия истребителей. Связке "Хокай-Томкэт"
ставилась задача сбивать не носители, вроде Ту-22М, а сами ракеты, и задача эта была вполне решаемой, во что долго не могли поверить в СССР. А когда поверили - пришлось делать
новое поколение ракет, способных прорвать резко усилившуюся ПВО авианосного ордера. Кто победил в этой дуэли умов, СССР или США, на практике, к счастью, проверить не удалось.
Первым иностранным заказчиком "Хокая" стал Израиль: в 1977-78 г.г. это государство закупило в США четыре Е-2С "Гроуп О".
27 июня 1979-го над Южным Ливаном экипаж "Хокая" осуществлял координацию действий и наведение шести
F-15A и пары "Кфиров". В результате воздушного боя израильтянам удалось сбить шесть из восьми сирийских МиГ-21. Это был первый случай
использования израильтянами F-15. Долгое время эти истребители вводились в бой только под контролем самолета ДРЛО. В воздушных боях 1982-го над Ливаном самолеты ДРЛО многократно осуществляли успешное наведение израильских F-15 и "Фантомов". В
декабре 1983-го один "Хокай" удалось сбить над Средиземным морем советскому расчету ЗРК С-200, находившемуся в Сирии в "командировке". Пуск ракет был произведен на дальности 190
км.
По утверждению советских военных специалистов, принимавших участие в боевых действиях в 1982-м на стороне Сирии, основной причиной успеха израильской авиации являлось
использование самолетов ДРЛО. Наземные РЛС не могли создать сплошное радиолокационное поле из-за гористого рельефа местности, в то время как РЛС
"Хокая" перекрывала основные районы
воздушных боев и позволяла эффективно управлять действиями истребителей.
В 1982 г. воздушные силы самообороны Японии получили также четыре самолета в
варианте "Гроуп О", еще четыре "Хокая" аналогичной комплектации Япония закупила в 1984 г. В 1991 г. японцы под руководством американских специалистов начали устанавливать на свои самолеты ДРЛО РЛС AN/APS-145, а в 1992 г. в США были закуплены два самолета "Гроуп II", в 1995 г. - еще три. Сингапур в 1985-86 г.г. закупил четыре Е-2 С, оснащенных "138-й" РЛС. Эти
самолеты оставались в США до 1987 г., пока их не освоили экипажи сингапурских ВВС. Еще одним покупателем Е-2С стал Египет: ВВС этой страны получили пять самолетов "Гроуп 0" 1986-87 г.г. и один "Гроуп
II" в 1993 г. Четыре Е-2С "Гроуп II" в 1994-95 г.г. поставлено Тайваню. ВМС Франции приобрело два "Хокая" для нового атомного авианосца "Шарль де Голь". Стоит отметить, что все страны, кроме США и
Франции, используют "Хокаи" в качестве "сухопутного" самолета ДРЛО с базированием на "обычные" аэродромы.
На конец 1997 г. изготовлено более 170 самолетов ДРЛО Е-2 "Хокай" всех модификаций, 127 из них по состоянию на начало 1999 г. находятся на вооружении США, Египта, Израиля, Сингапура, Тайваня, Франции
и Японии.
БРЭО самолета.
Элементы бортового радиоэлектронного комплекса условно сведены в шесть основных
связанных между собой подсистем: обнаружения, опознавания, навигации, связи и
передачи данных, обработки данных, отображения и управления.
Основу подсистемы обнаружения составляет трехкоординатная РЛС ANA\PS-145
дециметрового диапазона длин волн. Ее главным отличием от предыдущей модификации
AN/APS-138 является возможность дальнего обнаружения воздушных и надводных целей
на фоне сложной подстилающей поверхности. Станция может одновременно
сопровождать до 1 200 целей и наводить истребители на 40 из них. РЛС включает в
себя приемопередающую аппаратуру, ЭВМ, дисплеи и ФАР AN/APA-171. Скорость
вращения антенны в зависимости от режима работы 5-6 об/мин.
Подсистема опознавания предназначена для решения задач опознавания
государственной принадлежности воздушных объектов по принципу "свой-чужой" и
управления воздушным движением. Она состоит из запросчика типа RT-988/A и
процессора обработки сигналов OL-76/AP. Антенна запросчика размещается в
обтекателе совместно с ФАР РЛС. Запросчик обеспечивает работу со всеми
существующими международными стандартами опознавания.
Подсистема навигации используется для определения местоположения,
пространственного положения и скорости самолета-носителя для точной
географической привязки объектов разведки и стабилизации положения антенны РЛС.
Основными элементами данной системы являются приемник КРНС NAVSTAR и
инерциальная навигационная система AN/ASN-92. В ее состав входят также:
радиостанции дальней навигации AN/ASN-50 и системы ближней радионавигации TAKAN
AN/ ARN-52(V), доплеровский измеритель скорости и угла сноса AN/AРN-153(V),
радиокомпас AN/ARA-50, радиовысотомер AN/APN-171(V), маркерный и аварийный
радиомаяки.
Аппаратура подсистемы связи и передачи данных обеспечивает связь оперативной
группы самолета E-2C с наземными (корабельными) ПУ и самолетами в воздухе. Она
включает: УКВ-радиостанции AN/ARC-182(V), AN/ARC-10 и TRA6020; аппаратуру
системы связи и распределения данных "Джитидс" ("Линк-16") AN/URQ-33; станции
спутниковой связи УКВ-диапазона (JIT и AN/USC-42), усовершенствованный модем
MD-1295/A. Кроме того, возможна установка УКВ-радиостанций AN/ARC-201D и -164.
К 2009 году самолеты планируется оснастить перспективной многофункциональной
аппаратурой связи серии "ДжейТРС" (JTRS), работающей в диапазоне частот 2-2 500
МГц. Новые четырехканальные перепрограммируемые радиостанции модульного типа
заменят устаревшие КВ- и УКВ-радиостанции, а также аппаратуру связи и
распределения данных "Джитидс".
Подсистема обработки данных выполняет функции, аналогичные тем, что возложены на
систему обработки данных самолета Е-3. В ее состав входит центральная ЭВМ OL-76/ASQ
(L-304) с процессором компании "Нортроп-Грумман", обеспечивающим обработку
данных в масштабе времени, близком к реальному. ЭВМ, собранная на базе
коммерчески доступных модулей, имеет процессор с тактовой частотой 165 МГц и
накопитель на жестком магнитном диске емкостью 9 Гбайт.
Подсистема отображения и управления состоит из трех автоматизированных рабочих
мест (АРМ) AN/UYQ-70, объединенных в локальную сеть. АРМ выполнены на базе
коммерческих компонентов и включают в себя: процессоры RISC-архитектуры фирмы "Хьюлетт-Паккард"
с тактовой частотой 100 МГц, оперативное запоминающее устройство емкостью 64
Мбайт (возможно расширение до 256 Мбайт), цветные дисплеи, шаровые манипуляторы
типа "трэкбол" и сенсорные панели. Дисплеи имеют разрешение 1 280 х 1 024
пикселя и диагональ 36 см.
Краткое описание самолета.
Планер самолета имеет высокорасположенное прямое крыло, на котором установлено два двигателя. Хвостовое оперение - четырехкилевое. Три киля из четырех снабжены двухсегментными
рулями направления. Управление по тангажу - с помощью обычных рулей высоты, расположенных на стабилизаторе. Консоли стабилизатора имеют поперечное V-11
град.
Фюзеляж - типа полумонокок круглого поперечного сечения, герметизированный. В носовой части находится кабина летчиков, в центральной - оборудование и рабочие места трех
операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора. При базировании на авианосце обтекатель с антенной РЛС может опускаться на
0,64 м для уменьшения высоты самолета.
Крыло - трехлонжеронное. Для размещения в подпалубном ангаре консоли длиной по 7,8 м могут складываться с помощью гидроприводов. Механизация крыла включает закрылки Фаулера и
зависающие элероны.
Шасси - трехопорное, с носовой стойкой. Двухколесная носовая опора убирается в фюзеляж по полету, основные одноколесные стойки убираются против направления полета в гондолы ТВД
с поворотом колес в горизонтальное положение. В хвостовой части фюзеляжа имеются предохранительная опора и опускаемый тормозной гак.
Силовая установка - два ТВД "Аллисон" Т56-А-427 мощностью по 3800 кВт. Винты - четырехлопастные "Аэропродакс" Т-41 диаметром 4,1 м с электрическими противообледенителями
лопастей.
Система управления - бустерная, с гидравлическими приводами. Имеется автоматическая система стабилизации и повышения устойчивости.