В начале 2007 году Фирма Нортроп Грумман продемонстрировала на своем предприятии в Сент-Огастин (шт. Флорида) первый самолет радиолокационного дальнего наблюдения (РЛДН) Е-2D "Эдванст
Хокай". Его первый полет состоялся 3 августа этого же года.
Самолет E-2D оснащен РЛС AN/APY-9 с электронным сканированием фирмы Локхид Мартин, которая обеспечивает расширение возможностей поиска и боевого применения как бортовая система
управления боевыми действиями. Продемонстрированный экспериментальный самолет - первый из двух, которые должны быть построены на этапе разработки и демонстрации системы (SDD)
стоимостью 2 млрд долл. программы самолета Е-2D (контракт с ВМС США на проведение работ на этапе SDD был заключен в 2001 г.). ВМС планируют изготовление 75 таких самолетов в
течение последующих двух десятилетий.
В отличие от предшествующих вариантов, новый самолет "Эдванст Хокай" сможет координировать удары с воздуха по воздушным, наземным и морским надводным целям. Как утверждает Т. Вайс,
вице-президент фирмы Нортроп Грумман по программам РЛДН и совместного командования и управления в процессе руководства боевыми действиями, "самолет Е-2D позволит вооруженным силам
брать большой объем данных от различных источников и синтезировать эти данные для активной разведки".
Самолеты E-2D "Эдванст Хокай", в конечном итоге, заменят палубные самолеты РЛДН и управления Е-2С "Хокай".
Наряду с тем, что внешний вид нового самолета имеет сходство с внешним видом самолета Е-2С, системы и возможности, представленные на самолете E-2D, полностью реконструированы.
Грибовидный вращающийся обтекатель антенны РЛС самолета, разработанный фирмой L-3 Коммьюникейшнз, обладает возможностью непрерывного сканирования с полем зрения 360°, наряду с
антенной решеткой с электронным сканированием. Система позволяет операторам сосредоточивать РЛС на выбранных участках, представляющих интерес.
Операторы самолета Е-2D, как утверждает фирма Нортроп Грумман, также будут иметь новые рабочие станции РЛС, возможности спутниковой связи и другие средства, чтобы обеспечить для ВС
расширенную осведомленность об обстановке.
Еще одной новой особенностью является современная кабина экипажа с увеличенной площадью остекления и с компьтеризированными графическими дисплеями (индикаторами на ЭЛТ, системой
электронной индикации), которая заменяет индикаторы и бортовое радиоэлектронное оборудование предшествующего поколения. Одно из преимуществ состоит в том, что летчики могут также
выступать в качестве операторов систем оружия.
В ноябре 2007 года в США завершились летные испытания самолета E-2D . Машина провела в воздухе около 600 часов. Половина из них была посвящена проверке работоспособности
радиолокационных систем. По словам представителя компании, летным испытаниям, примерная дата которых была определена около 5 лет назад, предшествовала значительная
подготовительная работа. И в ходе тестов существенных недостатков в системах самолета обнаружено не было. Коэффициент готовности машины на данный момент составляет 92 процента.
В испытаниях, которые проходили в американском штате Флорида, также участвовали представители ВМС США, которым, в частности, предстояло оценить потенциальную эффективность самолета
в условиях выполнения боевых задач. От того, насколько успешно пройден этот этап испытаний "летающего радара", напрямую зависит решение военных о начале мелкосерийного производства
машин. Ожидается, что официальный доклад ВМС, касающийся результатов этой работы, будет обнародован в конце декабря.
Испытания опытных E-2D планируется завершить к 2011 году. В течение следующего десятилетия ВМС США намерены приобрести 75 самолетов этого типа для замены произведенных в 70-80-х
годах E-2C Hawkeye.