Самолет Е-3 Sentry был
создан на основе гражданского Боинг-707, хорошо
известного своим коммерческим использованием.
Е-3 отличался от Боинг-707 тем, что был оснащен
дополнительным обтекателем дискообразной формы
9м диаметром, укрепленным над фюзеляжем на двух
5-метровых кронштейнах. Каждый самолет Е-3
напичкан четырьмя тоннами радиолокационного и
компьютерного оборудования, спроектированного
по последнему слову техники, и мощным
компьютером. Это оборудование позволяет
самолету Е-3 вести наблюдение за обширными
участками суши и моря и обнаруживать системы ПВО
противника более чем за 300 км.
Е-3 может
одновременно следить за 400 самолетами. Благодаря
усовершенствованной системе идентификации
“свой-чужой”, “Сэнтри” способен распознавать
самолеты противника. В случае обнаружения
последних “Сэнтри” информирует пилота о том,
где находится противник и по какому маршруту
следует двигаться для его перехвата. “Сэнтри”
может находиться в полете на высокой скорости в
течение 11 часов. Продолжительность полета Е-3
может достигать нескольких дней при
использовании дозаправки в воздухе.
Е-3С совершил
первый полет 5 февраля 1978г. Примерно 35 самолетов
Е-3С поступили на вооружение к середине 80-ых. Еще 18
были заказаны НАТО. “Сэнтри” также состоял на
вооружении некоторых европейских стран,
Исландии, Японии и Ближнего Востока. Военные
эксперты предсказывают, что “Сэнтри” (АВАКС) еще
в течение десяти или более лет будет эффективно
использоваться в качестве системы обнаружения и
наведения на цели. Самолеты подобные Е-3C не несут
стандартного вооружения. Тем не менее их
бортовое оборудование позволяет качественным
образом повлиять на исход сражения, они могут
играть более значительную роль в сохранении
мира, чем самые тяжеловооруженные корабли и
самолеты.
Радиоэлектронное оборудование установленное на
самолете состоит из РЛС APY-2, системы цифровой
связи AIL APX-103 IFF/TADIL-J (Tactical Digital Information Link -Joint),
навигационной РЛС APS-133 и многого другого.
В 1984 году 10 машин E-3A были модернизированы до
уровня E-3C - добавили радиооборудование, пять рабочих мест и
усовершенствованную систему "Have Quick A-Nets".
Один E-3C использовался компанией "Boeing" как JE-3C для разработки и
испытаний системы радиотехнической разведки AYR-1. Теперь эта система
установлена на большей части самолетов, и ее можно распознать по большим
боковым обтекателям и обтекателю под носовой частью.
В 2007 году корпорация Boeing начала испытания модернизированного самолета
дальнего радиолокационного обнаружения E-3C Block 40/45, сообщает
Defencetalk.
Модернизированный AWACS (Airborne Warning and Control System), оснащен новой
вычислительной аппаратурой, программным обеспечением, системами связи и
навигации. Также самолет получил усовершенствованный радар. По
характеристикам оборудования, Е-3С примерно аналогичен самолетам Е-767,
созданным по заказу Японии.
После прекращения собственных работ по самолету ДРЛОиУ Nimrod Великобритания
заключила в декабре 1986 года контракт на покупку шести E-3D Sentry
AEW.Mk I. Самолеты предназначались для замены устаревших Shackleton из 8-й
эскадрильи. В октябре 1987 года опцион на закупку седьмого E-3D перевели в
твердый контракт. Первый E-3D для британских ВВС поднялся в воздух 11
сентября 1989 года, с полным комплектом БРЭО самолет совершил полет лишь 5
января 1990 года. Британские самолеты отличаются установленными на
законцовках крыла контейнерами РЭБ Loral 1017 Yellow Gate. На 2010 год все
семь самолетов состояли на вооружении 8-й эскадрильи, дислоцированной в
Уод-дингтоне. Здесь же базировалась 23-я эскадрилья, предназначенная для
подготовки экипажей Sentry и расформированная в 2009 году.