В ноябре 2015 года первый модернизированный самолет
радиолокационного дозора E-3G Sentry block 40/45, ранее переданный в
эксплуатацию ВВС США, направлен на выполнение боевых задач в Юго-Западной Азии
(зоне ответственности Центрального командования США).
Программа модернизации E-3G block 40/45 объемом 2,7 миллиарда
долларов представляет собой коренное усовершенствование самолетов этого
семейства, связанное с заменой оборудования, разработанного в 1970-х годах. Она
включает установку современных систем связи, обновление вычислительных
комплексов и улучшение возможностей по обнаружению и сопровождению воздушных
целей. Самолет получил дополнительные возможности, связанные с внедрением
принципов открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования и
включением его в сетецентрические системы.
Руководитель программы Block
40/45 Д.Андерсон характеризует
программу, как наиболее комплексную капитальную модернизацию всех бортовых
систем за более чем 25 лет, в течение которых система AWACS находилась на
вооружении. Внедрение современных уже разработанных коммерческих компьютеров и
сетевых технологий, реализованное по принципу открытой архитектуры, в
значительной мере повысит возможности самолета Е-3 AWACS по управлению боевыми
действиями авиации.
Новые процессоры заменят патентованные универсальные компьютеры бортового
комплекса боевых задач самолета Е-3. По словам Д.Андерсон, речь идет о создании
весьма интуитивной, целенаправленной системы, которая "мыслит" как оператор и
которая заменит существующую, требующую интенсивного участия операторов,
использующих две консольные панели нажимных кнопок и тумблерных переключателей.
Это снизит рабочую нагрузку, предотвращая операторов от перегрузки и позволит
руководителям воздушного боя эволюционировать в сторону более широкой роли
командования и управления, включая большую поддержку быстрому поражению целей.
Модульное программное обеспечение Block 40/45 включает три ключевых компонента:
- интегратор многочисленных источников MSI, осуществляющий
многосенсорное объединение данных и боевую идентификацию. Интегратор
принимает в реальном масштабе времени данные от радара самолета Е-3 и
системы опознавания "свой-чужой", которые коррелируются с входящей
информацией от других источников, облучаемой через тактические линии
передачи данных. Затем интегратор генерирует уникальную объединенную отметку
со знаком опознавания (свой или чужой) для каждой цели в обозреваемом
объеме, обеспечивая возможность формирования единой интегрированной картины
воздушной обстановки. Это значительно повышает осведомленность операторов об
обстановке и снижает вероятность взаимного уничтожения дружественных
самолетов;
- основной дисплей системы AWACS PAD, графический
интерфейс пользователя, который представляет исчерпывающую информационную
картину воздушной обстановки. Дисплей PAD работает в операционной системе
Java, но может работать и с другими, включая UNIX, Windows 98,Windows NT и
Windows 2000. Новая система будет в состоянии отображать гораздо больше
отметок от целей, накладываемых на полноцветные карты с дополнительными
данными, включая расположения наземных подразделений и географические
характеристики местности. Например, возможность показа горных цепей может
говорить о том, что проводка была прекращена из-за маскировки местности;
- инфраструктура линий передачи данных DLI обеспечивает
приоритет информирования о целях через существующие и будущие линии передачи
данных. DLI обеспечивает то, чтобы данные, относящиеся к самым приоритетным
целям, передавались в первую очередь, быстро и более часто.
В программе Block 40/45 используется тактическая дисплейная
структура TDF, разработанная компанией Solipsys, которая недавно была
приобретена компанией Raytheon. Структура TDF уже используется в качестве части
обстановочного комплекса системы NORAD и ожидается, что она бу-дет адаптирована
к другим системам контроля и управления, что увеличит унификацию и оперативную
совместимость взаимодействующих систем.
Программа E-3G Block 40/45 предполагает замену старых
бортовых компьютеров . Основа новинки - управляющий сервер с операционной
системой на базе Red Hat Linux. В качестве нового ПО для рабочих станций военные
решили использовать Windows. ОС от Microsoft оснастили все рабочие станции в
летающей радарной установке. Оборудование объединено в сеть, с бортовыми
системами могут работать 15 членов команды одновременно. После того, как новая
аппаратная платформа была готова, военные заявили о том, что главное
преимущество бортовой системы такого типа - открытая архитектура, что расширяет
возможности программно-аппаратного комплекса самолета.
Летательные аппараты с блоком E-3G Block 40/45 получили новую серию БК .
Компьютеры таких самолетов могут отслеживать различные объекты в воздухе, на
море и суше. Получаемая информация обрабатывается в режиме реального времени и
отображается на сенсорном дисплее. По словам военных, это сокращает время
реакции на появление важных целей и снижает вероятность ошибки.
Программа обновления оказалась недешевой. Военные потратили на нее более $2,6
млрд к 2016 году. Продолжительность реализации проекта, включая разработку новых
систем, их производство и установку составила 10 лет. Причем еще в 2012 году
аналитики, которые проводили оценку проекта, заявили о ряде выявленных
недостатков, которые, впрочем, было решено считать несущественными.
Модернизированные летающие радарные установки уже успели себя проявить. В
частности, два самолета приняли участие в некоторых операциях в Карибском
бассейне, направленных на борьбу с наркоторговлей. В 2015 году один из самолетов
вел наблюдение боевых действий участников конфликтов на Среднем Востоке.
К 2016 году Boeing модернизировал девять своих самолетов-радаров, используя 32-х
битные системы. Чуть позже ВВС заявили о желании установить в остальных
самолетах программно-аппаратный комплекс с 64-х битной конфигурацией. Но тут
одна за другой начали проявляться проблемы у систем на обновленных самолетах. В
частности, в шторм они с трудом определяли местоположение некоторых целей,
компьютеры перегревались и сбоили.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
E-3G |
Размах крыла, м |
44.42 |
Длина самолета,м |
46.61 |
Высота самолета,м |
12.73 |
Площадь крыла,м2 |
283.75 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
78000 |
нормальная взлетная |
147420 |
максимальная взлетная |
160822 |
Внутренние топливо, л |
90800 |
Тип двигателя |
4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-100/100A |
Тяга, кН |
4 х 93.41 |
Крейсерская скорость, км/ч |
860 |
Дальность действия, км |
1612 (при 6 часовом патрулировании) |
Продолжительность полета, ч.мин |
11.0 |
Практический потолок, м |
8840 |
Экипаж, чел |
4 (+16 операторов ДРЛО) |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|