В конце 80-х гг. военно-морские силы США приступили к модернизации резервной
системы сверхдлинноволновой связи с атомными ракетными подводными лодками ТАСАМО
(Take Charge and Move Oul). Её основу первоначально составляли 16
самолетов-ретрансляторов EC-130Q, сведенных в две авиаэскадрильи (3-ю и 4-ю).
Программа модернизации предусматривала замену всех самолетов EC-130Q новыми
самолетами Е-6А, получившими наименование "Hermes". Эти самолеты были
спроектированы фирмой "Боинг" на основе планера самолета "Боинг-707-320С".
Первый опытный самолет типа Е-6А был построен в 1983 г., его летные испытания
начались в 1987 г. (первый полет состоялся 19 февраля). С 1988 г. начались поставки
серийных самолетов Е-6А в подразделения авиации ВМС, ранее эксплуатировавшие
самолеты EC-130Q. В итоге, к 1992 г. все старые самолеты-ретрансляторы были
заменены новыми машинами Е-6А и отправлены на консервацию в ЦОВАТ. Обе
эскадрильи самолетов-ретрансляторов системы ТАСАМО были затем перебазированы на
авиабазу Тинкер в штате Оклахома.
Серийные номера самолетов Е-6А: 162782, 162783, 162784, 163918, 163919, 163920,
164386, 164387, 164388, 164404, 164405, 164406, 164407, 164408, 164409, 164410.
Во второй половине девяностых годов американским военным руководством было
принято решение о снятии с вооружения остававшихся к этому времени в 7-й
эскадрилье ВКП 55-го авиакрыла 8-й воздушной армии БАК ВВС США самолетов-ВКП
объединенного стратегического командования вооруженных сил США ЕС-135С, и
передаче их функций самолетам двойного назначения Е-ьВ, в которые предполагалось
переоборудовать все шестнадцать самолетов-ретрансляторов Е-6А, уже
переименованных к этому моменту в "Меркурий" (Mercury).
Программа переоборудования предусматривала размещение на борту Е-6А специального
радиооборудования, снятого с самолетов ЕС-135С. Тем самым
самолеты-рет-рансляторы превращались бы в машины двойного назначения, способные
выполнять как свои прежние функции в рамках системы ТАСАМО, так и функции
воздушного командного пункта ОСК и пункта управления пуском МБР "Минитмен".
Работы по переоборудованию самолетов Е-6А проводила фирма "Рейтеон Е-Системз". В
ходе этих работ на самолетах были демонтированы: СДВ передатчик OG-127;
дипольная СДВ антенна ОЕ-159; комплекс средств автоматизации
самолета-ретранслятора; система передачи речевых сообщений; навигационная
система Lilton Omega LTN-211; аналого-цифровая система управления полетом;
антенна ОЕ-242.
В новый состав оборудования, установленного на модифицированных самолетах, вошли
следующие устройства:
- комплекс средств автоматизации самолета-ВКП AN/ASC-37;
- аппаратура автоматической коммутации каналов радиосвязи AN/ASC-33(V)
DAISS;
- система управления пуском МБР ALCS;
- УКВ-радиостанция AN/ARC-171 (V)3;
- оконечная радиостанция системы спутниковой связи M1LSTAR AN/ARC-208
(V)2;
- аппаратура управления антенной радиостанции системы связи AFSATC0M;
- СДВ радиостанция AN/ART-54, состоящая из передатчика 0G-187/ART-54 и
буксируемой дипольной антенны 0E-456/ART-54;
- аппаратура системы спутниковой навигации GPS, состоящая из
навигационного приемника R-2332/AR GPS ЗА и антенного блока AS-3822/URN;
- цифровая система управления полетом;
- модернизированная система отображения полетной информации.
В состав БРЭО также включены три интерфейсные шины типа "Манчестер-2"
(MIL-STD-1553B), используемые устройствами СНС и СДВ связи. Кроме того, эти шины
призваны облегчить сопряжение с электронными устройствами, которые будут
установлены на борту самолетов в будущем.
Первые модернизированные самолеты-ВКП объединенного стратегического командования
Е-6В приступили к несению боевого дежурства в октябре 1998 года, заменив в этом
качестве прежние самолеты ЕС-135С. К 2002 г. переоборудование всех шестнадцати
самолетов было завершено. В настоящий момент обе эскадрильи самолетов Е-6В
объединены в 1-е авиакрыло стратегической связи авиации ВМС США (Strategic
Communications Wing One).
Самолет E-6B оснащен четырьмя ТРДД F108-CF-100 (CFM56-2A-2) производства фирмы "Дженерал
Электрик", имеющими максимальную тягу 9980 кгс. Максимальная взлетная масса
самолета составляет 155 т. Максимальная скорость полета - 972 км/ч. Крейсерская
скорость полета на высоте 12000 м - 825 км/ч. Практический потолок - 12810 м;
высота полета при несении боевого дежурства составляет 7600 - 9150 м. Дальность
полета самолета без дозаправки топливом в воздухе составляет 12.400 км.
Продолжительность полета: без дозаправки - 16,5 часов; с одной дозаправкой -
32,5 часа; максимальная с несколькими дозаправками - 72 часа. Продолжительность
нахождения в районе боевого дежурства на удаление 1850 км от базы составляет 10
- 11 часов. Летный экипаж самолета - 14 человек; численность оперативной группы
штаба ОСК на борту самолета - восемь человек.