Е-8, разработанный основным подрядчиком "Grumman" (ныне "Northrop Grumman),
был очень удачно опробован в 1991 году в операции "Буря в пустыне". Авиационный
комплекс представляет собой большой шаг вперед по отслеживанию и управлению
боевыми действиями наземных войск с такими же возможностями, какие Е-3 дает для
воздушного боя. Основой комплекса Е-8 является планер Boeing Model 707-300. Два
прототипа E-8A были оборудованы многорежимной РЛС бокового обзора APY-3.
Антенна РЛС размещена в длинном подфюзеляжном обтекателе типа "каноэ". В кабине
оборудовали рабочие места операторов. Линии передачи данных обеспечивают
поступление информации для наземных войск почти в режиме реального времени. РЛС
распознает и отслеживает положение и перемещение всех наземных средств, а также
выполняет другие функции. Она распознает и классифицирует колесные и гусеничные
средства передвижения при любых погодных условиях.
Первые два E-8A с объединенной радиолокационной системой обзора, управления и
целеуказания J-STARS впервые взлетели 22 декабря 1988 года, а в январе 1991 года
оба переведены в Эр-Рияд в Саудовской Аравии для участия в боевых операциях.
Вначале планировалось, что комплекс E-8B будет оснащаться турбовентиляторными
двигателями F108, но затем приняли решение создавать комплекс E-8C на основе
корпуса модифицированного Model 707 с силовой установкой из 4 ТРД Pratt &
Whitney JT3D-3B тягой по 80,05 кН. Первый из требовавшихся 19 E-8C (позднее
количество снизили до 13) был поставлен в июне 1996 года, а последний (в
конечном итоге поставлено 17 самолетов) - 25 марта 2005 года.
Весной 2008 года "Northrop Grumman" начала замену двигателей на более
эффективные турбовентиляторные Pratt & Whitney JT8D-219, одновременно в ВВС США
обдумывают, как лучше решать проблему старения парка самолетов на базе планера
Model 707.
Система Joint STARS включает в себя самолет Е-8С с
многофункциональной РЛС и наземные мобильные
станции армии США. Многофункциональная антенна
установлена в каноэ-образной 26-метровой гондоле
установленной под передней частью фюзеляжа.
Диапазон обнаружения целей составляет 200 км.
Система из радара с синтезированной
апертурой (SAR) и установленным целевым
индикатором (FTI) получает изображение с
фотографическим качеством или отображает
избранные географические области. Радарная система фирмы Norden спроектирована так, чтобы использовать технологию искусственного раскрывания окон обозрения для обеспечения высокой степени
разрешения изображения вражеских позиций, рассматриваемых под наклоном на большом удалении, что позволяет самолету находиться при этом в своем воздушном пространстве и далеко от линии фронта.