Самолет управления и связи Е-9А Widget в качестве наблюдательной платформы
предназначен для обеспечения безопасности гражданских судов и авиации в
акватории Мексиканского залива во время практических пусков ракет при проведении
учений и других видов деятельности частей и подразделений МО США. Бортовое
радиоэлектронное оборудование (БРЭО) Е-9А обеспечивает сбор телеметрических
данных пусков ракет и их передачу на наземные пункты управления. Самолет
используется также для проведения опытных, доводочных и войсковых испытаний
авиационных средств поражения класса "воздух - воздух" на авиабазе Тиндалл (штат
Флорида) и для загоризонтной ретрансляции.
Е-9А является модифицированным вариантом ближнемаги-стрального пассажирского
самолета Dash 8 (DHC-8) серии 100 А канадской фирмы "Бомбардье аэроспейс Торонто
оперейшнз" (бывшая "Де хэвиленд Кэнэда", De Havilland Canada - DHC),
разработанного для полетов с небольших ВПП на местных воздушных линиях.
Этот тип самолёта с турбовинтовыми двигателями был выбран из соображений
экономии. Турбовинтовые машины с двумя двигателями Pratt & Whitney PW-121
мощностью по 2 150 л. с. каждый обошлись американскому военному ведомству в $ 33
млн., из них $ 8 млн. потратили на переоборудование. То есть один самолёт
обходился примерно как истребитель, что было намного дешевле "Хокая" или "Сентри".
При этом благодаря достаточно экономичным двигателям и гражданским стандартам
обслуживания эксплуатация тоже стоила в разы меньше.
Работы
по переоборудованию Dash 8 в вариант Е-9А после поставки их в США выполнила
национальная фирма "Сиерра рисёрч" (Sierra
Research, впоследствии Dynamic Reference System Technologies - DRS Technologies).
Общая стоимость самолета E-9A составила 16,5 млн долларов, из них 4 млн были
потрачены на переоборудование.
Экипаж машины четыре человека - два летчика и два оператора БРЭО. Силовая
установка включает два турбовинтовых двигателя PW-121 компании "Пратт энд Уитни"
мощностью на валу по 2 150 л. с. Самолет выполнен по схеме высокоплана с
Т-образным хвостовым оперением. Двигатели снабжены четырехлопастными
реверсивными винтами с постоянной скоростью вращения. Шасси убираемое
трехопорное, с носовой опорой; основные опоры убираются в мотогондолы.
В состав бортового оборудования Е-9А входят установленная внизу по правому борту
фюзеляжа РЛС AN/APS-143(V)-1 с фазированной антенной решеткой, поисковая РЛС
APS-128 в подфюзеляжном обтекателе и аппаратура телеметрии и передачи данных.
БРЛС позволяет обнаруживать морские объекты размером с человека на спасательном
плоту на расстоянии до 25 морских миль, отслеживать до 20 судов на той же
дистанции, а также поддерживать связь со всеми летательными и беспилотными
аппаратами, находящимися в воздухе над Мексиканским заливом. БРЭО обеспечивает
определение точного местоположения наблюдаемых объектов, регистрацию их
географических координат и передачу на пункт управления огнем по KB -радиоканалу
для определения безопасной зоны стрельб. В качестве ретранслятора Е-9А позволяет
осуществлять загоризонтную радиосвязь между наземными (морскими) объектами на
двух разных УКВ-частотах одновременно.
В 1988 году для ВВС США было закуплено два Е-9А. С 1989 года самолёты принимали
активное участие в испытаниях различных видов авиационного и ракетного
вооружения. Помимо радиолокационного сопровождения испытываемых образцов и сбора
телеметрической информации, на "Виджеты" возлагалась задача обеспечения
безопасности и проверки района испытаний на предмет нахождения посторонних лиц и
объектов. В прошлом самолеты Е-9А принимали участие в оценке вооружений на
различных американских испытательных полигонах, в том числе в испытаниях
усовершенствованной крылатой ракеты морского базирования "Томагавк", и в
проведении испытаний истребителя 5-го поколения F-22A с практическими пусками
ракет "воздух-воздух". Сегодня на вооружении остался только один самолет,
который входит в состав 82-й эскадрильи воздушных мишеней из состава 53-й группы
оценки вооружений. Последняя подчинена 53-му крылу оценки вооружений.