Одной из важнейших специальностей "Скайуорриора" стало обнаружение РЛС противника и постановка им активных помех. Первый такой самолет YA3D-1Q был передан в эскадрилью VAH-123. На его базе фирма создала серийный самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ), получивший обозначение A3D-2Q (ЕА-3В). На месте бомбоотсека организовали герметичную кабину для четырех
операторов, работать в которой они могли без кислородных масок на высоте почти 11000 м. На правом борту располагались входная дверь и три квадратных иллюминатора. Самолет имел станцию
радиотехнической разведки, передатчик ответных помех, автоматический пеленгатор и РЛС бокового обзора, обтекатель антенны которой, установленный под фюзеляжем, стал характерным признаком данной
модификации. Первый полет самолет совершил 10 декабря 1958 г., всего выпустили 24 машины. Р анние A3D-2Q строились с острыми носами, кормовой пушечной установкой и обтекателем антенны станции ее
наведения на вершине киля. По мере совершенствования аппаратуры РЭБ ее антенны, ранее располагавшиеся на фюзеляже, удалось разместить внутри. Самолет имел увеличенную дальность полета и
возможность дозаправки в воздухе. На вооружение эскадрильи VQ-1 машины начали поступать с сентября 1959 г., кроме того, они эксплуатировались в VQ-2. При нахождении ударных авианосцев в
передовых районах на них базировались 1-2 самолета РЭБ.
Одной из самых важных стала работа "Небесных воинов" в качестве самолетов РЭБ в небе Вьетнама. Согласно господствовавшим тогда в ВМС взглядам, ударные машины должны были оснащаться средствами
постановки помех, а "китам" следовало лишь поддерживать их своей аппаратурой. Поэтому, как правило, ЕА-3В следовали вне боевых порядков и не входили в зону досягаемости вьетнамской ПВО. В целом
ряде случаев американцам удалось серьезно затруднить работу РЛС противника, а также сорвать пуски ЗУР. Эти "Скайуорриоры" вели также электронную разведку, использовались в качестве
ретрансляторов и, несмотря на наличие у флота более совершенного постановщика помех ЕА-6, продолжали выполнять боевые вылеты до конца конфликта.
Через 26 лет после завершения боев во Вьетнаме способности ЕА-3 были востребованы в другой части планеты. В январе-марте 1991 г. самолеты из эскадрильи VQ-2 приняли участие в операции "Буря в
пустыне", где вели электронную разведку. К тому времени эксплуатация "Скайуорриоров" с палуб прекратилась, поэтому одно звено в составе трех ЕА-3В и одного ТА-ЗВ действовало с авиабаз в
Саудовской Аравии и Бахрейне, а другое - с острова Крит. Потерь они не имели.
Модификации
: |
|
|
EA-3А |
первый вариант самолета. |
EA-3В |
основная серийная модификация. |
RA-3B |
самолет фоторазведки. |
EКA-3В |
модификация
разработанная для войны во Вьетнаме, с двойной ролью - самолета РЭБ
и самолета-заправщика. |
ERA-3 |
модификация
самолета в роли электронного агрессора, для теста электронного
оборудования Флота США. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
EA-3B |
Размах крыла, м |
22.10 |
Длина самолета,м |
23.27 |
Высота самолета,м |
6.95 |
Площадь крыла,м2 |
75.43 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
18685 |
нормальная взлетная |
27939 |
максимальная взлетная |
35381 |
Внутренние топливо, л |
16701 |
Тип двигателя |
2 ТРД Pratt Whitney J57-P-10 |
Тяга, кН |
|
нефорсированная |
46.71 |
форсированная |
55.16 |
Максимальная скорость, км/ч |
1030 |
Крейсерская скорость, км/ч |
837 |
Перегоночная дальность, км |
4665 |
Практическая дальность, км |
3380 |
Скороподъемность, м/мин |
1097 |
Практический потолок, м |
12495 |
Экипаж, чел |
3 + 4 оператора |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|