Уголок неба ¦ Douglas EB-66 Destroyer

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   EB-66 Destroyer
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1964
Тип: Самолет РЭБ
  ЛТХ     Доп. информация
   


Удовлетворив требования к бомбардировщику и разведчику, созданному по спецификации RBL-X, разработчики обратили внимание на задачи электронной разведки. Был создан вариант RB-66C, у которого отсек вооружения был переделан в герметичную кабину для четырех операторов, сидевших лицом по полету. Антенны сложного пассивного радиокомплекса разместились на фюзеляже самолета. В случае установки пеленгатора APD-4 антенны размещали в больших контейнерах на законцовках крыла, ставших характерной чертой этого варианта самолета. Под фюзеляжем располагались вытянутые обтекатели, один из которых закрывал антенны пеленгатора ALA-6, а другой - три поворотные антенны аппаратуры ALA-32.

Одним из требований спецификации RBL-X, проигнорированных на раннем этапе производства, было наличие на борту самолета средств радиоэлектронного противодействия (РЭП). Но в 1957 году ВВС США заказали 113 хвостовых конусов с аппаратурой РЭП, взаимозаменяемых с хвостовой турелью.

Первоначально в этом удлиненном конусе размещались блок радиолокационных ловушек ALE-1 и различные приемники/передатчики помех. Но на протяжении эксплуатации самолета оборудование постоянно модернизировалось, в частности появились антенны приемника ALR-18. Для дополнительной защиты под крылом могли подвешиваться блоки ловушек ALE-2 и различные передатчики помех. В конце службы В-66 некоторые самолеты (ЕВ-66С и Е) получили хвостовой конус Mod 2259 со станцией инфракрасных помех AAQ-4. Характерными чертами конуса являлись круглая плата на верхней поверхности, воздухозаборники для охлаждения и переехавшие на боковую часть антенны ALR-18.

Хвостовые конусы с аппаратурой РЭП были установлены на 13 самолетах В-66В. В 1959 году в рамках программы "Brown Cradle" они получили комплект оборудования РЭБ, монтировавшийся на паллете, которая устанавливалась в отсек вооружения.

Станции помех могли быть запрограммированы только на земле, так что оператор РЭБ мог только включать и выключать их. Но это был старт новой карьеры самолета Destroyer. Сначала самолеты несли службу в составе сил ВВС США в Европе.

По мере втягивания США во вьетнамскую войну, ударные самолеты все чаще стали сталкиваться с ЗРК и зенитками с радиолокационным наведением. В начале 1965 года 363-е авиакрыло с авиабазы Шо отправило шесть RB-66C на авиабазу Такхли в Таиланде для обеспечения радиоэлектронной поддержки, предполагавшей как ограниченную постановку помех, так и электронную разведку. Пара самолетов Destroyer должна была прикрывать ударные F-105 над Северным Вьетнамом. В ходе первых вылетов RB-66C впервые получили данные о станции наведения ракет ЗРК С-75 (SA-2). Еще три RB-66C прибыли в Такхли в сентябре 1965 года, сформировав 41-ю тактическую разведывательную эскадрилью (TRS), а за ними последовали еще пять В-66В "Brown Cradle".

В-66В лучше подходили для постановки помех, поэтому RB-66C стали держать вне зоны боевых действий. Такой расклад вызвал необходимость отправить в Юго-Восточную Азию остальные восемь самолетов варианта "Brown Cradle", что и было сделано в июне 1966 года. К этому времени самолеты РЭБ перебазировались в Тан Сон Нхут во Вьетнаме, но в сентябре их вернули в Таиланд на базу Удрон, где 6460-я и 6461-я TRS вошли в состав 432-го крыла. В том же году обозначения самолетов изменили на ЕВ-66В и ЕВ-66С, а подразделения стали именоваться тактическими эскадрильями РЭБ (tactical electronic warfare squadron - TEWS).

К 1967 году ЕВ-66 уже не занимались сопровождением ударных машин - эту задачу возложили на самолеты Wild Weasel. Destroyer сконцентрировались на постановке помех РЛС дальнего обнаружения и наземным РЛС управления. Военные потребности оказались столь велики, что ВВС США занялись поспешной модификацией RB-66B в вариант ЕВ-66Е, легко узнаваемый по "лесу" антенн внизу фюзеляжа. Штурмана пересадили к левому борту, а в отсеке вооружения разместили стойки с приемниками и передатчиками помех, делавшие ЕВ-66Е самым способным среди вариантов Destroyer по части мощности помех и перекрываемого ими диапазона частот.

Обозначения эскадрильи продолжали меняться - 6460-я TEWS стала 42-й TEWS, и Destroyer вернулись в Такхли, а затем были переведены в Корат (в 388-е авиакрыло). ЕВ-66 принимали участие во всех фазах воздушной войны, но особенно существенным оказался их вклад в проводившуюся в 1972 году операцию "Linebacker". Шесть самолетов были сбиты: пять - ЗРК и один - самолетом МиГ-21. Потери еще девяти были отнесены к авариям.

На протяжении всего конфликта тактика и оборудование самолетов постоянно совершенствовались (например, под крылом стали подвешиваться два или три контейнера РЭБ QRC-160/ALQ-71). Большую часть исследовательских работ провела 4416-я испытательная эскадрилья на базе Шо (363-е авиакрыло), которая была специально сформирована для этих целей. Также там сформировали 4417-ю эскадрилью боевой подготовки (Combat Crew Training Squadron - CCTS), отвечавшую за подготовку экипажей самолетов РЭБ.

Завершение воздушной войны в Юго-Восточной Азии означало конец карьеры В-66. Последние ЕВ-66Е в декабре 1972 года были сняты с вооружения 39-й TEWS из состава ВВС США в Европе, базировавшейся в Шпангдалеме. 42-я TEWS выполнила последний боевой вылет из Кората 17 апреля 1973 года и оставалась в Таиланде до января 1974 года.

В Шо 39-я тактическая учебная эскадрилья РЭБ (Tactical Electronic Warfare Training Squadron, бывшая 4417-я CCTS), остававшаяся последним подразделением с самолетами Destroyer, была расформирована 15 марта.

В-66 сыграл важную роль в разработке средств радиоэлектронной борьбы, сегодня ставших неотъемлемой частью любой, даже малозначительной военной операции. Списание ЕВ-66 сейчас выглядит несколько преждевременным, так как следующий специализированный самолет РЭБ ВВС США, EF-111A Raven, стал поступать на вооружение только в конце 1981 года.







 Модификации :
 ЕВ-66В

 вариант для радиопротиводействия (постановщик помех). 13 самолетов этого варианта были преобразованы из модели В-66В. 

 ЕВ-66С

 новое обозначение самолета RB-66C с усов. оборудованием радиопротиводействия. 

 ЕВ-66Е  постановщик помех. 



 ЛТХ:
Модификация   ЕВ-66Е
Размах крыла, м   22.10
Длина самолета,м   22.91
Высота самолета,м   7.19
Площадь крыла,м2   72.46
Масса, кг  
  пустого самолета   19724
  нормальная взлетная   27600
  максимальная взлетная   41277
Тип двигателя   2 ТРД Allison J71-A-11
Тяга, кгс   2 х 4227
Максимальная скорость, км/ч   941
Крейсерская скорость, км/ч   845
Практическая дальность, км   2900
Практический потолок, м   13100
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


 Фотографии:

 EB-66B
 EB-66B конвертированный из B-66B
 EB-66C
 EB-66E
 EB-66E
 EB-66E
 Кабина пилота EB-66E

 Варианты окраски:

 EB-66E

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Douglas B-66 Destroyer - Бомбардировщик и разведчик
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Douglas B-66 Destroyer
Avions. Vincent Greciet. Le Douglas B 66
Klassiker der Luftfahrt. Martin Schulz. Storen als Hauptrolle
Aerofax. Rene Francillion, Mick Roth. Douglas B-66 Destroyer
Millionmonkeytheater.com. Forgotten Jets. Douglas B-66 Destroyer series


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: