Уголок неба ¦ Lockheed EC-121 Warning Star

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   EC-121 Warning Star
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1954
Тип: Самолет ДРЛО
  ЛТХ     Доп. информация
   


Наряду с флотом, самолеты ДРЛО на основе "Супер Констеллейшна" приняли на вооружение и ВВС США. Первыми стали десять самолетов RC-121C, первоначально заказанных как флотские WV-2. В отличие от машин морской авиации, эти самолеты несли сразу два радара - AN/APS-20 и AN/APS-45. Соответственно, антенных обтекателей было два - над и подфюзеляжем. Впоследствии первую РЛС заменили гораздо более совершенной станцией AN/APS-95. РЛС AN/APS-45, обеспечивающую обнаружение целей в нижней полусфере на дальности до 190 км, оставили. В 1962 г. самолет RC-121C получил обозначение ЕС-121С Warning Star.

Эксплуатацию "варнинг старов" в ВВС осуществляли специально сформированные 551-е и 552-е крылья ДРЛО и управления, дислоцированные на авиабазах "Отис" (штат Массачусетс) и "Мак Келлан" (штат Калифорния). Но ЕС-121С прослужили в этих частях недолго - после поступления на вооружение более современных модификаций девять таких машин (одна из них разбилась в 1954 году) переоборудовали в учебные самолеты ТС-121С для подготовки бортоператоров.

Основным типом самолета ДРЛО в ВВС США стала следующая модификация "Варнинг Стара" - RC-121D (с 1962 г. - EC-121D). Так же, как и предшествующая, она создавалась на базе флотского WV-2, но отличалась наличием дополнительных топливных баков на законцовках крыла и более эргономичным оборудованием операторской кабины.

ВВС получили 72 вновь построенных RC-121D, причем большинство из них - 45 единиц - было первоначально заказано как WV-2 для ВМС, но в 1952-53 финансовых годах эти заказы передали военно-воздушным силам. В 1954 и 1955 годах было заказано "с нуля" соответственно пять и 22 RC-121D. Наконец, 73-й экземпляр этой модификации был получен путем переоборудования одного из транспортников С-121С. В ценах того времени каждый RC-121D обходился американской казне более чем в два миллиона долларов.

Внедрение полуавтоматической системы ПВО SAGE обусловило необходимость модернизации оборудования самолетов ДРЛО, чтобы они могли взаимодействовать с этой системой. Начиная с 1962 г. 42 самолета EC-121D получили аппаратуру для автоматической передачи данных наземным станциям. Передающая антенна монтировалась в небольшом обтекателе наверху фюзеляжа. Модифицированные таким способом машины обозначались ЕС-121Н. Два экземпляра EC-121J, также переделанных из ранних модификаций, несколько отличались составом бортового оборудования.

Вершиной развития самолетов ДРЛО, созданных на базе "Созвездия", стала четверка машин ЕС-121Q, на которых радары AN/APS-45 были заменены РЛС AN/APS-103. Эти машины вошли в состав 966-й АЭ ДРЛО и управления (авиабаза "МакКой").

Наконец, в 1968-69 годах 15 EC-121D и семь ЕС-121Н модифицировали в вариант ЕС-121Т с более совершенной аппаратурой распознавания "свой-чужой" и улучшенными средствами отображения информации. В 1973 г. часть ЕС-121Т получила станции РТР и РЭБ AN/ALQ-124.

Так же, как и у многих других типов американской авиатехники, боевым дебютом "Варнинг Стара" стала война во Вьетнаме. Решение направить в Юго-Восточную Азию несколько самолетов EC-121D было принято Советом начальников штабов в апреле 1965 г. Операцию под кодовым обозначением "Биг Ай" (с 1967 г. - "Колледж Ай") возложили на 552-е авиакрыло ДРЛО и управление ВВС, выделившее для этой цели специальный отряд, который в начале насчитывал всего три самолета.

Основной базой отряда стал Тайнань на острове Тайвань, а передовой - аэродром "Таншоннят" в Южном Вьетнаме. В январе 1967 г. передовую базу перенесли поближе к ТВД -на территорию Таиланда. Здесь "варнинг стары" несколько раз в течение года меняли дислокацию, побывав на авиабазах "Убон" и "Удорн", пока в конечном итоге на остановились на аэродроме "Корат".

Поскольку активность северовьетнамской авиации поначалу была минимальной, главной задачей экипажей, задействованных в программе "Биг Ай"/"Колледж Ай" было обеспечение управления движением в насыщенном летательными аппаратами воздушном пространстве Южного Вьетнама, а также навигационная помощь самолетам, участвовавшим в рейдах на ДРВ.

Но постепенное усиление истребительной авиации ДРВ и нарастание интенсивности авиаударов США по Северному Вьетнаму обусловили соответствующее возрастание значения самолетов ДРЛО. 24 октября 1967 г. состоялось знаменательное событие в истории воздушных войн: впервые в истории вражеский самолет был сбит истребителем по наведению с самолета ДРЛО. "Охотником" в этом случае являлся "Фантом" F-4C, а "дичью" - северовьетнамский истребитель МиГ-21. В настоящее время самолет, с которого осуществлялось наведение - ЕС-121D с номером 53-555, прозванный "Трипл Никель" ("Три пятака") - находится в экспозиции Национального музея ВВС США.

В июне 1970 г. самолеты ДРЛО вывели из Таиланда. Но уже в ноябре они появились вновь - две машины EC-121D привлекли к обеспечению спецоперации по освобождению военнопленных из лагеря "Сон Тай".

Возросшая угроза со стороны северовьтнамских МиГ-21 вынудила возобновить присутствие "варнинг старов" в Индокитае на постоянной основе. На авиабазу "Корат" вернули отряд 552-го авиакрыла с семью модернизированными самолетами ЕС-121Т. Эта группа осуществляла боевые вылеты до 15 августа 1973 года, а официально ее расформировали 3 июня 1974-го.

В цифрах итоги боевого применения самолетов ДРЛО во Вьетнаме выглядят следующим образом: Экипажи совершили 13921 боевой вылет, налетав 98699 часов без единой потери. "Варнинг стары" содействовали уничтожению в воздушных боях полутора десятков вьетнамских самолетов и обеспечивали более 80 поисково-спасательных операций. При их поддержке осуществлено свыше 135000 самолето-вылетов ударных машин.

Появление к югу от США враждебного соседа - революционной Кубы обусловило необходимость организации боевого дежурства "варнинг старов" еще и в Карибском море. Это стало их последней военной операцией. Дело в том, что штат Флорида, южная оконечность которого находится от Кубы всего в сотне километров, была излюбленным местом отдыха американского президента Никсона. И вот однажды кубинский МиГ-21 с пилотом-перебежчиком, не обнаруженный средствами ПВО, неожиданно "припарковался" на аэродроме прямо рядом с президентским самолетом!

Этот инцидент инициировал операцию "Фэмили Мэн" ("Семейный человек"), в ходе которой несколько ЕС-121 дежурили в воздушном пространстве Флориды. 79-я эскадрилья ДРЛО выполняла эти задачи с авиабазы "Холломэн" вплоть до своего расформирования в 1979 г. Таким образом, она стала последней строевой частью ВВС США, эксплуатировавшей военные варианты "Супер Констеллейшна". А экспериментальные машины прослужили еще дольше. Последняя из них летала в составе ВВС до июня 1982 года.



 ЛТХ:
Модификация   EC-121D
Размах крыла, м   38.46
Длина самолета,м   35.4
Высота самолета,м   8.23
Нормальная взлетная масса, кг   65770
Тип двигателя   4 ПД Wright R-3350
Мощность, л.с.   4 х 3400
Максимальная скорость, км/ч   467
Крейсерская скорость, км/ч   386
Практическая дальность, км   6440
Практический потолок, м   5500
Экипаж, чел   ?


 Доп. информация :


 Чертеж "Lockheed EC-121 Warning Star"
  Фотографии:

 RC-121C
 EC-121D
 EC-121D
 EC-121D
 EC-121H
 EC-121K   (c) Ralph M. Pettersen
 EC-121T   (c) Baldur Sveinsson
 EC-121 системы NORAD

  Схемы:

 EC-121

  Варианты окраски:

 RC-121C    51 AEW&C Wing   (c) Andre Jouineau
 EC-121D   552 AEW&C Wing   (c) Andre Jouineau
 EC-121H   551 AEW&C Wing   (c) Andre Jouineau




 

Список источников:

Авиапарк. Андрей Харук. "Созвездие" Локхида
Авиация и Космонавтика. Евгений Климович. Михаил Никольский. Развитие и применение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Lockheed EC-121 "Warning Star"

Federation of American Scientists. US Military Aircraft. EC-121 Lockheed Warning Star
Ian Allan. Classic Civil Aircraft. Kenneth E. Wixey. Lockheed Constellation
MBI. Jim Winchester. Lockheed Constellation
Legend of the Sky. Dominique Breffort. Lockheed Constellation from Excalibur to Starliner
Putnam. Rene J. Francillon. Lockheed Aircraft since 1913


Уголок неба. 2008 



 

  Реклама: