На разных этапах развития самолета С-130 Hercules фирма "Lockheed" предлагала
и его версии со специальным радиоэлектронным оборудованием. Эти самолеты-шпионы,
созданные на базе транспортного самолета С-130Е, первоначально получили
обозначение ЕС-130Е. Однако это привело к некоторой путанице, поскольку точно
такой же индекс имели и другие, не относящиеся к данной специализации, варианты
машины. Самолеты радиоэлектронной разведки ЕС-130Е поступили на вооружение ВВС США в
конце 1950-х годов и тайно действовали в составе эскадрилий транспортных
самолетов С-130. Замаскированные под обычные транспортники, ЕС-130 изучали
приграничные территории стран Варшавского договора. По мере роста международной
напряженности и развития техники разрабатывались и более сложные
радиоэлектронные варианты С-130. Потенциал ЕС-130 был полностью реализован только во Вьетнаме. Самолеты ЕС-130Е
из 314-го тактического авиакрыла управления (TCW) являлись воздушными пунктами
боевого управления и оперативного командования (АВССС - Airborne Battlefield
Command and Control Centre) и действовали с южновьетнамской авиабазы Да-Нанг. В
их грузовых отсеках устанавливали модули со всевозможным радиоэлектронным
оборудованием (приемопередатчики различных диапазонов, записывающие устройства,
телетайпы секретной связи и др.), а также оборудовали места для 16 операторов.
Эти самолеты были также очень важны и для координации поисково-спасательных
операций над Северным Вьетнамом. Те же самые машины с модифицированным БРЭО ныне
называют АВССС III. Они контролировали почти половину всех авиаударов,
наносившихся в ходе операции "Буря в пустыне". Другие "электронные" версии С-130, переделанные по программе "Rivet Rider",
внешне отличались намного сильнее. Их оснастили большими ножевыми антеннами под
крылом и перед килем, а также проводными антеннами под хвостовым обтекателем и
консолями крыла. Эти ЕС-130Е (RR) летали в 193-й эскадрилье SOS (обеспечения
специальных операций)авиации Национальной гвардии, базировавшейся в
международном аэропорту Харрисберг, Пенсильвания. Их регулярно отправляли в
Европу, на Дальний и Ближний Восток. Дальнейшие изменения базовой конфигурации
Rivet Rider привели к появлению версий Volant Solo и Comfy Levi. Они получили
существенно модифицированное БРЭО для ведения психологической войны и трансляции
телепропаганды. Хотя истинный характер этих работ так и остается секретным, оба
варианта интенсивно летали по всему миру. Версии, созданные по программе "Rivet
Rider" широко применялись для ведения психологической войны и в ходе операции
"Буря в пустыне". ВМФ США приобрел четыре С-130 с помощью ВВС США и в дальнейшем модифицировал их
в конфигурацию EC-130G ТАСАМО для обеспечения связи между центрами управления и
находящимися под водой ПЛАРБ. Сообщения принимались в диапазонах от очень низкой
частоты до УВЧ и передавались через две антенны, идущие от хвостового оперения
до створки грузового отсека. Позднее EC-130G были дополнены, а в конечном итоге
и заменены модификацией EC-130Q, в которой использовался планер С-130Н. Ее можно
отличить по контейнерам радиоразведки на законцовках крыла. Хотя в ВМФ США действовали только два "электронных" варианта самолета, ВВС
продолжали разрабатывать и более совершенные модели. Вариант ЕС-130Н Compass
Call с блистерами-обтекателями по бортам хвостовой части фюзеляжа и
стойками, поддерживающими проводные антенные решетки, стал платформой для центра
РЭБ (C3CM-Command, Control and Communication Countermeasures). Задачей Compass
Call является постановка помех вражеским системам управления, наведения и связи.
Самолеты ЕС-130Н из 41-й и 43-й эскадрилий РЭБ, действовавшие из международного
аэропорта Эр-Рияда, выполнили множество заданий в ходе операции "Буря в
пустыне". Они создавали помехи РЛС Ирака и нарушали координацию и взаимодействие
вражеских подразделений во время решения боевых задач своими ударными группами.
Compass Call оставались на этом ТВД и после войны для оказания содействия в ходе
операции "Proven Force". Впоследствии они выполняли полеты над Балканами. Затем, в связи с началом
операций "Enduring Freedom" и "Iraqi Freedom" в центре внимания оказался
Афганистан и снова Ирак.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
EC-130H |
Размах крыла, м |
39.70 |
Длина самолета,м |
29.30 |
Высота самолета,м |
11.40 |
Площадь крыла,м2 |
162.12 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
45813 |
максимальная взлетная |
69750 |
Тип двигателя |
4 ТВД Allison T56-A-15 |
Мощность, э.л.с. |
4 х 4508 |
Максимальная скорость, км/ч |
600 |
Крейсерская скорость, км/ч |
482 |
Практическая дальность, км |
8793 |
Дальность действия, км |
3694 |
Практический потолок, м |
7600 |
Экипаж, чел |
13 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|