Успешный опыт использования флотом во Вьетнаме самолетов РЭБ
ЕА-6В "Проулер" побудил командование ВВС озаботиться принятием на вооружение
аналогичной по назначению машины. "Проулер" не устраивал ВВС по целому ряду причин - слишком
малы скорость и продолжительность полета; характеристики бортовой
многофункциональной системы постановки активных помех AN/ALQ-99 нуждались в
улучшении. Дело в том, что наиболее вероятным театром военных действий
командование ВВС считало Европу, перенасыщенную средствами ПВО. Самолету РЭБ
отводилась задача ослепления систем ПВО противника в ходе налетов ударной
авиации, причем самолет должен был обладать способностью действовать в составе
боевых порядков истребителей-бомбардировщиков, а не только патрулируя над "дружественной"
территорией.
До Вьетнама рассматривалась возможность продления сроков эксплуатации "ВВСовских"
самолетов ЕВ-66 путем модернизации бортового электронного комплекса и оснащения
машин новыми крылом и двигателями. Вьетнамский опыт поставил на этих планах
крест: ЕВ-66 уже не годился не только для Европы, но и для Индокитая.
В качестве платформы для установки аппаратуры РЭБ был выбран самолет F-111A.
Контракт на разработку перспективного самолета РЭБ для ВВС США с фирмой Грумман
был заключен в 1971 г. Инженеры фирмы Грумман хорошо знали возможности и
конструкцию F-111, поскольку принимали непосредственное участие в разработке
самолета. Ими же был спроектирован ЕА-6В - имелся опыт разработки
специализированных самолетов РЭБ. Поначалу новое задание энтузиазма не вызвало:
экипаж ЕА-6В состоял из четырех человек, F-111 - из двух, а ведь машину
предстояло оснащать комплексом РЭБ от "Проулера". Полномасштабное проектирование
EF-111A началось лишь в 1974 г., когда удалось создать автоматизированный
вариант комплекса AN/ALQ-99.
Аэродинамический прототип EF-111 совершил первый полет 10 марта 1977 г., 17 мая
того же года в воздух поднялся и самолет, полностью укомплектованный бортовыми
системами. Летные испытания продолжались до 1979 г. Первый серийный EF-111А
поднялся в воздух 26 июня 1985 г. с заводского аэродрома фирмы Грумман в
Калвертоне.
Основным оружием самолета является система РЭБ AN/ALQ-99E, разработанная на
основе бортового комплекса самолета ЕА-6В. Система AN/ALQ-99E по сравнению с
комплексом "Проулера" имеет меньшее время обнаружения и идентификации
электромагнитных сигналов, одновременно она способна работать с большим
количеством источников излучения, один передатчик за счет обработки сигнала
может использоваться для подавления различных источников излучения.
Использование более мощного процессора позволило сократить число операторов
комплекса с трех на ЕА-6В до одного на EF-111A. Передатчики постановки помех
системы AN/ALQ-99Е смонтированы в отсеке вооружения самолета EF-111А (на ЕА-6В
они размещены в четырех подвесных контейнерах), передающая антенна находится
внутри узкого обтекателя длиной 4,9 м, смонтированного на нижней поверхности
фюзеляжа. Обтекатель лишь незначительно ухудшает аэродинамику самолета.
Электронное оборудование размещено также в обширном обтекателе, смонтированном
на торце киля, конструкцию киля пришлось усилить.
В состав системы AN/ALQ-99Е входят десять передатчиков помех (размещены в отсеке
вооружения) и пять задающих генераторов, а также несколько приемников (размещены
в обтекателе на киле), подсистема обработки данных и подсистема индикации.
Система AN/ALQ-99E обеспечивает обнаружение и определение источников
электромагнитного излучения, автоматизированную постановку помех в широком
диапазоне частот с излучением мощностью до 1 МВт по избранному направлению или
всенаправленно. Для самообороны на самолете EF-111A установлены система
постановки помех AN/ALQ-137(V)4, приемники предупреждения об электромагнитном
облучении AN/ALR-23 и AN/ALR-62(V)4, система разброса ИК ловушек и ди-польных
отражателей AN/ALE-28. Наличие комплекса самообороны позволяет в ряде случае
обходиться без включения основной системы РЭБ. Для питания возросшего количества
электрооборудования мощность генераторов на EF-111А увеличена на треть (на F-l
11А устанавливалось два электрогенератора мощностью по 60 кВА, на EF-111A - два
по 90 кВА).
В рекламных заявлениях фирмы Грумман, разработчика EF-111A, утверждалось, что
пять самолетов способны подавить все работающие РЛС стран Варшавского договора в
полосе от Балтики до Адриатики. Реклама есть реклама, но эффективность действий
EF-111А оказалось действительно очень высокой.
Решение о принятии на вооружение ВВС США самолетов РЭБ EF-111A "Рэйвн" было
принято в 1979 г. В модификацию EF-111 А, помимо двух прототипов, было
переоборудовано еще 42 истребителя-бомбардировщика F-111А. На вооружение
самолеты начали поступать в ноябре 1981 г. Самолеты поступили на вооружение
366-го тактического истребительного авиационного крыла. Крыло базировалось на
аэродроме Хоум, шт. Айдахо, однако значительный период времени экипажи EF-111А
проводили в командировках за пределами Штатов. В Великобритании с июля 1983 г.
на постоянной основе базировалась 42-я эскадрилья РЭБ - двенадцать самолетов
EF-111А.
В начале 90-х годов все EF-111A были собраны в 429-ю эскадрилью РЭБ, которая
базировалась в Кэнноне. Самолеты подразделения перебрасывались в другие районы
планеты чаще, чем в любой другой эскадрилье ВВС США. Так в 1994 г. экипажи в
среднем провели за пределами США 155 дней, что вызвало недовольство личного
состава. В 1995 г. количество "командировочных" дней удалось понизить до 132, в
то время как для остальных частей USAF допустимый максимум приходился на 120
дней (речь идет о "командировках" за предеоы США, а не о постоянном базировании
за пределами Штатов).
Самолет РЭБ EF-111 А, как и все другие F-111, планировалось снять с вооружения
до 30 сентября 1996 г., однако операция по спасению сбитого над Боснией пилота
F-16 Скотта ОТрейди заставила командование ВВС пересмотреть планы. Ее успешное
проведение стало возможно лишь благодаря подавлению сербских РЛС постановщиком
помех EF-111A. Согласно новой программе двенадцать машин оставались в боевом
строю до конца 1998 г. Последний самолет EF-111А из состава 429-й эскадрильи РЭБ
перелетел из Кэннона в Дэвис-Монтан 2 мая 1998 г.
Последний раз за свою боевую карьеру "Рэйвены" использовались в феврале 1998 г.
в ходе операции "Десерт Тандер" - массированных налетах авиации ВВС и ВМС США на
военно-промышленные объекты Ирака. Действия ударных самолетов обеспечивали
четыре EF-111А, работавших с саудовской авиабазы Эль-Харджи. В начале апреля
шесть развернутых в Саудовской Аравии "Рэйвнов" перелетели в Кэннон, а их место
заняли самолеты ЕА-6В, которые пилотировали как экипажи авиации ВМС США, так и
USAF.