В марте 1997 года правительство Бразилии закупило пять самолетов ДРЛО и У как
часть системы SIVAM (Sistema de Vigilancia Amazonia). Новый тип, изначально
обозначенный EMB-145SA, спроектировали на основе регионального ERJ-145.
Плоскую антенну РЛС Ericsson PS-890 Erieye смонтировали над хвостовой частью
фюзеляжа.
В конструкцию ERJ-145 внесли изменения, в частности, удлинили фюзеляж для
размещения надфюзеляжной РЛС ERIEYE, смонтировали фальшкили и другие аэродинамические
поверхности для поддержания путевой устойчивости на прежнем уровне. Также
самолет ДРЛО и У получил более мощную ВСУ и три дополнительных топливных бака в
хвосте фюзеляжа. Продолжительность полета возросла до 8 часов.
Переименованный в ЕМВ-145 AEW&C, самолет обозначается в ВВС Бразилии как
R-99A. Главным подрядчиком производства самолета является компания Rayteon.
Испытания первого EMB-145SA начались 22 мая 1999 года (полет продолжался 2 часа
30 минут), но официальная церемония выкатки состоялась 28 мая. Принятие на
вооружение намечалось на начало 2001-го, но система SIVAM заработала лишь 25
июля 2002 года. В состав системы, наряду с R-99A, входят самолеты
R-99B/EMB-145RS и А/АТ-29 (вариант Super Tucano). Вместе они отслеживают
ситуацию в большей части Амазонии - контролируют перемещение людей среди густой
растительности, перехватывают и прослушивают радио- и телефонные переговоры.
Программа SIVAM направлена, прежде всего, на борьбу с наркобизнесом.
Возможности EMB-145AEW&C быстро оценили за пределами Бразилии: плоская антенна
РЛС с электронным сканированием, система РЭБ, аппаратура обмена информацией,
возможность работы экипажем из четырех - пяти операторов. Сравнительно небольшой
ЕМВ-145 экономичен в эксплуатации, его стоимость несопоставима с ценой более
крупного и сложного комплекса ДРЛО и У на базе Boeing 737. К тому же для
некоторых стран покупка самолетов производства США по разным причинам
неприемлема.
EMB-145AEW&C закупили ВВС Мексики и Греции. Мексика в 2001 году заказала три
ЕМВ-145 AEW&C вместе с парой ЕМВ-145МР. Греция приобрела четыре EMB-145AEW&C;
поставки начались в 2003 году, а состояния полной боеготовности самолеты
достигли только в 2008-м.
EMBRAER продолжает продвигать EMB-145AEW&C на мировом рынке. В Индии на 2011 год
планировалось поступление трех EMB-145AEW&C.