Участником летной программы нынешнего авиасалона Aero India 2019 в Бангалоре впервые стал третий образец самолета дальнего радиолокационного обнаружения и
управления (ДРЛО) ЕМВ-145I Netra (его название можно перевести с санскрита как "глаз"), создаваемого для ВВС Индии на платформе бразильского
регионального авиалайнера Embraer ERJ-145 и радиотехнического комплекса (РТК) с АФАР разработки бангалорского Центра авиационных бортовых систем CABS (Centre
for AirBorne Systems), входящего с состав индийской Организации оборонных исследований и разработок DRDO (Defence Research and Development Organization).
Программа реализуется уже более 10 лет, и первые два ЕМВ-1451 уже можно было видеть на выставках в Бангалоре в предыдущие годы, но только недавно, в 2017 г.,
Netra был признан соответствующим состоянию начальной боевой готовности (ЮС) и официально передан индийским ВВС. На стенде DRDO на Aero India 2019
демонстрировались модели и плакаты с довольно подробной информацией о ЕМВ-1451 и его РТК.
Несмотря на заключение контракта на поставку трех А-50ЭИ в Индии не оставили идеи создания собственного авиационного комплекса дальнего радиолокационного
обнаружения и управления. В том же 2004 г. индийские ВВС выдали заявку Организации оборонных исследований и разработок DRDO на проектирование и последующую
поставку трех самолетов ДРЛО с РТК национальной разработки. В октябре 2004 г. индийское правительство одобрило выделение на эту программу 2425 кроров (по курсу
на тот момент - более 530 млн долл.; 1 крор равен 10 млн рупий). В качестве носителя комплекса индийскими специалистами был выбран самолет Embraer ЕМ В- 145SM с
двумя ТРДД типа АЕ3007А1Е компании Rolls Royce: к тому времени ВВС Бразилии уже получили пять подобных машин с РТК Erieye шведской компании Ericsson, еще
четыре заказала Греция и одну - Мексика (прототип EMB-145SA взлетел 22 мая 1999 г., поставка всех пяти самолетов бразильским ВВС, где они получили обозначение
R-99A, а позднее Е-99, выполнена в 2002-2003 гг.; Мексика получила свой ЕМВ-1455Авиюле 2004 г., а поставка четырех ЕМ В- 145Н в Грецию была осуществлена в
2004-2006 гг.).
Основой индийского РТК, разработкой которого занялся входящий в DRDO бангалорский Центр авиационных бортовых систем CABS, стала многофункциональная РЛС L-STAR с
двухсторонней АФАР, помощь в создании которой, судя по всему, оказывали израильские консультанты. По компоновке на самолете индийский комплекс в целом подобен
шведскому РТК Епеуе, уже применявшемуся на носителях на базе ЕМВ-145. По имеющимся данным, РЛС L-STAR индийского производства предназначена для обнаружения и
сопровождения воздушных и наземных целей при полете на высотах от 1,5 до 10,7 км, а максимальная дальность обнаружения воздушных целей составляет более 300 км.
Контракт с бразильской компанией Embraer на поставку DRDO для оснащения собственным РТК трех соответствующим образом модифицированных самолетов, получивших
название EMB-145I Netra, был подписан 3 июля 2008 г. Первый из них был выкачен из сборочного цеха предприятия Embraer в Сан-Жозе-дус-Кампусе 21 февраля 2011 г.,
а впервые в воздух эта машина поднялась 6 декабря того же года. В том же 2011 г. в Бразилии был построен второй ЕМ В-1451. В Бангалор, на базу CABS DRDO, первый
из двух самолетов (серийный No.1130, в Индии получил бортовой номер KW3555) прибыл 22 августа 2012 г. В декабре за ним последовал другой (No. 1129, KW3556). Позднее
к ним присоединился и третий EMB-145I (No.1135, KW3554) - он перелетел в Индию в июле 2015 г. Борт KW3555 был впервые публично продемонстрирован в полете на
авиасалоне Aero India 2013 в феврале 2013 г., а в программе следующей выставки двумя годами позже участвовало уже оба самолета Netra (борт K.W3556 тогда
показывался в наземной экспозиции). Третий EMB-I45I дебютировал на публике во время нынешнего авиасалона.
Помимо другого РТК индийские ЕМВ-145I отличаются от эксплуатируемых в Бразилии, Греции и Мексике самолетов ДРЛО на аналогичной платформе еще рядом особенностей.
Так, они оснащаются системой дозаправки топливом в воздухе, усовершенствованными бортовыми системами электроснабжения и охлаждения радиоэлектронного комплекса.
По заявлениям индийских специалистов, бортовое оборудование ЕМВ-145I позволяет использовать его не только для наведения на обнаруженные цели истребительной
авиации, но и вести радио- и радиотехническую разведку и в целом контролировать оперативную обстановку в районе боевых действий. Полученная информация при этом
передается на наземные командные пункты.
Планировалось, что первый ЕМВ-145I Netra с радиотехническим комплексом индийского производства будет передан ВВС уже весной 2014 г. Однако проблемы с
интеграцией и доводкой РТК стали критическими для всей программы в целом и сдвинули срок передачи самолетов в строй далеко "вправо". Первый ЕМВ-1451 был передан
ВВС Индии по достижении комплексом статуса первоначальной боевой готовности (Initial Operational Clearance, ЮС) только в феврале 2017 г. Как заявил накануне
Aero India 2019 Главнокомандующий ВВС Индии главный маршал авиации Бирендер Сингх Дханоа, второй ЕМВ-1451 в настоящее время продолжает испытания, по результатам
которых комплекс должен получить статус полной боевой готовности (Final Operational Clearance, FOC).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
EMB-145I |
Размах крыла, м |
20.40 |
Длина самолета,м |
14.44 |
Высота самолета,м |
6.75 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
9970 |
нормальная взлетная |
17800 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Allison AE3007A1S |
Тяга, кН |
2 х 33 |
Максимальная скорость, км/ч |
1200 |
Крейсерская скорость, км/ч |
920 |
Практическая дальность, км |
1600 |
Дальность патрулирования, км |
100 |
Практический потолок, м |
6100 |
Экипаж, чел |
2 пилота и 5-8 операторов |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|