Даже на фоне быстро растущей популярности военных беспилотников обычные
пилотируемые самолеты все еще остаются основным видом летательных аппаратов.
Найти золотую середину попробовали разработчики Northrop Grumman, предлагая
Пентагону новый их вид – "опционально пилотируемые аппараты" (Optionally
Piloted Vehicle, OPV).
Разработка компании Northrop Grumman - один из первых представителей класса
летательных аппаратов, которые могут летать сами и при этом имеют возможность
посадить за штурвал живого пилота.
Как, видимо, ясно из названия, "опционально пилотируемые аппараты" могут прямо в полете переходить от полностью
автоматического режима полета к управлению пилотом, находящимся на борту.
Представленный Northrop Grumman аппарат Firebird в базовой конфигурации
представляет собой новый разведывательный дрон со вполне внушительной
грузоподъемностью (562 кг). По заявлению компании, подсоединение совместимой
аппаратуры для связи, разведки и наблюдения происходит не сложнее, чем
подключение модуля флэш-памяти к компьютеру: новое оборудование автоматически
распознается и устанавливается системой.
При размахе крыльев в 19,8 м и длине 10,3 м Firebird несет на борту пару
двигателей Lycoming TEO-540 и способен работать на высоте до 9 км, выполняя
миссии продолжительностью от 24 до 40 часов и развивать скорость до 200
узлов (370 километров в час).
Разведывательный самолёт, чьё название в переводе означает "Огненная птица",
способен вести видеосъёмку в высоком разрешении, передавая увиденное в реальном
времени, делать фотографии в инфракрасном диапазоне, пользоваться радаром и
перехватывать сообщения.
Помимо Northrop Grumman, активное участие в создании самолёта принимала компания Scaled Composites, которой пришлось немного отвлечься от испытаний построенного
ею первого в мире частного космолёта SpaceShipTwo.
Решение объединить возможности пилотируемого и беспилотного управления было
продиктовано стремлением сэкономить расходы на эксплуатацию, поясняет
вице-президент Northrop Grumman Aerospace Systems Пол Мейер. Руководитель
проекта Рик Крукс добавляет, что во время одной миссии Firebird может решать
сразу несколько комплексных задач.
Первый полёт опционально пилотируемой машины состоялся в феврале
2010 года, а в
октябре была проведена закрытая демонстрация для чиновников Пентагона. Перед публикой самолёт предстал на выставке достижений разведывательных
технологий Empire Challenge 2011 в мае 2011 года. В ходе Empire Challenge на
Firebird было установлено оборудование видонаблюдения высокой четкости,
электронно-оптические и инфракрасные сенсоры, система поиска и наведения
и оборудование ретрансляции сигналов.