В пятидесятые годы Советский Союз принял на вооружение
бомбардировщики Ту-16 и Ту-95, оснащенные противокорабельными крылатыми ракетами
КС-1. Эти ракеты, способные нести ядерные боеголовки, представляли смертельную
угрозу для военно-морских сил стран НАТО. Американцам и англичанам срочно
понадобился палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения, способный
засечь бомбардировщики на дистанциях, превышающих максимальную дальность полета
ракеты. В США создали такой самолет на базе «Трэккера». Англичане, естественно,
взяли за основу хорошо себя зарекомендовавший «Гэнит».
В 1957 году начались работы по переоборудованию «Гэнита» в самолет ДРЛО (в
англоязычном сокращении -АВАКС). Работы потребовали коренной переделки всей
конструкции машины и прежде всего - фюзеляжа. Вместо небольшого противолодочного
радара с выдвижной антенной, под брюхом «Пеликана» появился здоровенный
каплевидный «нарост», под которым размещалась антенна мощной радиолокационной
станции AN/APS-20E с дальностью обнаружения воздушных целей 260 км, а морских -
230 км. В связи с этим потребовалось удлинить стойки шасси, а для сохранения
продольной устойчивости - увеличить площадь вертикального оперения. Вместо
штурмана-наблюдателя в состав экипажа ввели радиоинженера-оператора БРЭО,
разместив его в общей задней кабине с оператором БРЛС. Прозрачный фонарь кабины
убрали, а в бортах фюзеляжа прорезали две дверки с выпуклыми
окошками-блистерами. Мощность силовой установки была повышена, а площадь
носового воздухозаборника - увеличена. Сопла выхлопных труб перенесли к передней
кромке крыла. Таким образом появился во многом новый самолет, сохранивший, тем
не менее, прежнее имя.
Первый полет прототипа новой машины, получившей кодовое обозначение
Gannet AEW.3, состоялся 20 августа 1958 года.
Через месяц самолет представили на авиасалоне в Фарнборо. В октябре-ноябре он
без каких-либо проблем прошел испытания на авианосце «Центаур», а уже 2 декабря
из ворот сборочного цеха завода в Хэйсе выкатили первый серийный экземпляр.
В 1958-60 годах построено 44 серийных «Гэнита» AEW.3, прозванных «мини-АВАКСами».
Все они поступили на вооружение 849-й эскадрильи, находившейся в
непосредственном подчинении главного штаба военно-морской авиации. Отдельные
звенья этой эскадрильи, насчитывающие по четыре машины, были распределены по
авианосцам и некоторым береговым авиабазам (преимущественно в отдаленных уголках
планеты, где было нецелесообразно содержать крупные многомоторные АВАКСы).
«Мини-АВАКСы» прослужили гораздо дольше своих
противолодочных братьев. Еще в 1978 году на палубе авианосца «Арк Ройял»
базировалась четверка «Гэнитов» AEW.3 в полной боевой готовности. Но к началу
восьмидесятых списали и их (кстати, в дни фолклендской войны англичане очень об
этом пожалели). В 1982 году, последний оставшийся самолет Gannet AEW.Mk3 был
приобретен в США частным владельцем.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Gannet AEW.Mk.3 |
Размах крыла, м |
16.56 |
Длина самолета,м |
13.50 |
Высота самолета,м |
4.18 |
Площадь крыла,м2 |
45.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6240 |
максимальная взлетная |
10050 |
Тип двигателя |
1 ПД Bristol-Siddeley Double Mamba 112 |
Мощность, л.с. |
1 х 3875 |
Максимальная скорость, км/ч |
499 |
Практическая дальность, км |
1520 |
Практический потолок, м |
7620 |
Экипаж, чел |
3 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|