изделие
Л-415). Это самолет радиоэлектронной борьбы, оснащенный
современной аппаратурой подавления, в частности боковыми антеннами и
буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров.
Модернизацию по проекту ведет Экспериментальный машиностроительный завод им.
В.М.Мясищева в подмосковном Жуковском.
Новый комплекс носит название "Порубщик" и имеет более высокие в сравнении с
предыдущими подобными системами характеристики. Кроме того, при создании этой
системы РЭБ были применены некоторые технические решения, которые значительно
повысили ее боевые возможности. Главной особенностью "Порубщика" стала
способность воздействовать лишь на сигналы с определенной частотой, не
затрагивая другие.
Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы
не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих, что имело
соответствующие тактические последствия. Новый "Порубщик" способен работать избирательно.
Так, перед включением системы активных помех комплекс сканирует все имеющиеся
радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника. В
это время сам самолет ничего не излучает – аппаратура работает исключительно в
режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или
сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования включают "глушилку"
и ставят помехи в нужном диапазоне частот.
Кроме того, новый комплекс "Порубщик" может излучать помехи только в нужном
направлении, что будет полезным при определенных обстоятельствах.
Аппаратура комплекса "Порубщик", как утверждается, сможет эффективно бороться со
всеми возможными целями, как то самолеты дальнего радиолокационного обнаружения
и управления, системы противовоздушной обороны, а также пилотируемая и
беспилотная авиация. Фактически несколько самолетов, оснащенные комплексом
радиоэлектронной борьбы, смогут нарушить или даже парализовать действия
вероятного противника в заданном районе.
Во время испытаний в качестве носителя нового комплекса радиоэлектронной борьбы
использовался самолет Ил-22 (воздушный командный пункт на базе Ил-18).
Построенную в конце семидесятых годов машину перед установкой специальной
электронной аппаратуры отремонтировали, а также внесли некоторые изменения в ее
конструкцию. Работы производились на Экспериментальном машиностроительном заводе
им. В.М. Мясищева. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой машины
стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются
антенны.
Интересны причины, по которым "Порубщик" установили именно на самолет, возраст
которого приближается к 35 годам. Командование
военно-воздушных сил желало получить комплекс РЭБ на базе более новой техники,
но ни один из имеющихся современных самолетов не удовлетворил требованиям по
летным характеристикам, прежде всего по продолжительности полета.
Использование старого самолета повлекло за собой соответствующие последствия - даже
после ремонта обновленный Ил-22ПП сможет прослужить не более десяти лет. Таким
образом, со временем для комплекса "Порубщик" понадобится новый носитель.
Учитывая причины, по которым в качестве основы был выбран именно Ил-22, можно
сделать соответствующие безрадостные выводы о будущем подборе нового базового
самолета.
Тем не менее, именно в нынешнем виде новый авиационный комплекс радиоэлектронной
борьбы Ил-22ПП поступил на государственные испытания.
Вооруженные силы ведущих зарубежных стран постоянно обновляют свои системы
управления и связи, а также вводят в строй новую технику различного назначения.
К примеру, современная война с участием НАТО немыслима без использования
самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и беспилотных летательных
аппаратов различных классов. Таким образом, самолеты Ил-22ПП с "Порубщиком"
способны стать одним из основных средств, призванных затруднять действия
противника, парализуя его каналы связи, системы обнаружения и т.д.
Среди потенциальных целей "Порубщика" в открытой прессе назывались самолеты
дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), радиотехнические
средства комплексов ПВО типа Patriot и каналы управления военными беспилотниками.
Воздействие такого комплекса РЭБ на "сетецентрические" системы управления
современных армий, остро зависимые от стабильности большого числа каналов связи,
трудно переоценить.
К началу мая 2013 года сотрудники Летно-исследовательского института им. М.М.
Громова провели все необходимые работы и передали самолет с системой РЭБ на
государственные испытания. Государственные испытания этой машины завершатся к
концу 2014 года. После этого начнется модернизация строевых самолетов Ил-22 по
этому проекту.