По спецзаказу Минобороны СССР два "ложных" Ил-76МД СССР-76450 и СССР-76451
были построены как стратегические воздушные командные пункты (ВКП) для
руководства ядерными силами страны в случае, если наземные пункты управления
будут выведены из строя.
Часть оборудования этих машин унифицирована с самолетами Ил-86ВКП также
построенными по спецзаказу, другая часть - с самолетом ДРЛО А-50. Самолеты имеют
конструкторское обозначение Ил-76ВКП и войсковое обозначение Ил-76СК
(специальный командный). Впрочем, встречалось и обозначение Ил-82!
Внешность Ил-76ВКП очень характерная - их ни с чем не спутаешь. Весь верх
носовой части фюзеляжа от пилотской кабины до центроплана занимает здоровенная
коробчатая надстройка с аппаратурой спутниковой связи, как на Ил-86ВКП.
Остекление штурманской кабины зашито металлом, а метеорадар закрыт уменьшенным
обтекателем измененной формы но типу А-50. Подобно А-50, левая входная дверь
отсутствует - не десантному самолету она не нужна.
Обтекатели механизмов уборки шасси тоже позаимствованы у А-50 - их передние
части заметно утолщены, расширены и имеют по два круглых воздухозаборника
разного размера. В них размещена электронная аппаратура, поэтому ВСУ перенесена
в заднюю часть левого обтекателя шасси и снабжена выступающим воздухозаборником,
как на А-50. Слева от носовой опоры шасси к левому обтекателю колес шасси
тянется коробчатый обтекатель проводки.
На зализе центроплана за крылом расположены ромбом четыре лепестковые антенны,
по бокам передней кромки киля - два продолговатых обтекателя, как на Ил-86ВКП.
На боковых створках грузового люка установлены две огромные лепестковые антенны,
а на средней - барабан, с которого разматывается буксируемая проволочная антенна
сверхнизкочастотной спецсвязи со стабилизирующим конусом на конце. Эта антенна
длиной 5 км (!) служит для связи с погруженными подводными лодками. Барабан
находится внутри фюзеляжа, снаружи виден лишь небольшой обтекатель и
полуутопленый в нем конус. Установка барабана вынудила перенести нижний
проблесковый огонь со средней створки люка под законцовку фюзеляжа.
Выпустив антенну, самолет начинает описывать круги. Конус, потеряв скорость,
сваливается, и пятикилометровая антенна повисает почти вертикально. Только при
таком положении антенны радиосигнал может пробить толщу воды. Приемная антенна
подводной лодки тоже проволочная и с небольшим поплавком на конце.
Наконец, под внешними консолями крыла крепятся на коротких пилонах небольшие
овальные контейнеры с направленными вперед штыревыми антеннами УКВ связи.
По некоторым данным, оба борта входят в состав Отдельной
авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения.
Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая
информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не
рассекреченных образцов авиационной техники