В конце 70-х - начале 80-х годов XX века между СССР и США начался новый виток
напряжённости. В связи с вводом советских войск в Афганистан соперничество между
сверхдержавами достигло своего максимального пика со времён Карибского кризиса.
Следствием сложной политической и дипломатической обстановки стал новый этап
гонки вооружений, а также возросшая опасность перерастания Холодной войны в свою
"горячую" стадию.
Именно поэтому в Генеральном Штабе Вооружённых Сил СССР было принято решение о
создании самолёта - воздушного командного пункта, который смог бы обеспечить
управление войсками и вооружениями (в том числе и ядерным оружием) даже в
условиях ядерной войны. Иными словами, Вооружённые Силы Советского Союза
нуждались в самолёте "Судного Дня".
Разработка самолёта велась опытно-конструкторским бюро Ильюшина. При этом
основой для создания нового самолёта был выбран лайнер Ил-86. Это объясняется
тем, что Ил-86 имел широкий фюзеляж, размеров которого было достаточно для
размещения в нём необходимой радиоаппаратуры и бортовой электроники. Уже в
начале 80-х новый самолёт был разработан, а 29 мая 1985 года был совершён его
первый полёт. Первые впечатления о машине сложились весьма благоприятные - она
уверенно и устойчиво вела себя в воздухе, а также при взлёте и посадке. После
первого полёта началось оснащение его необходимым оборудованием, а также этап
наземных испытаний. В итоге первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80
(Ил-86ВКП, Ил-86ВзПУ, изд. 80) осуществил весной 1987-го, два года спустя. В 1997 году начались работы по
усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного
оборудования.
Летом 1991 года началась разработка унифицированного бортового комплекса для
Ил-80 для обеспечения возможности его использования по назначению. Уже в 1992
году самолёт был принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации.
Всего по состоянию на 2019 год было построено 4 самолёта Ил-80. Изначально все
эти самолёты находились в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения.
Однако уже в 1997 году Ил-80-е были переведены в состав 3-й авиационной
эскадрильи ВВС России. По состоянию на сегодняшний день самолёты продолжают
эксплуатироваться. Также один из Ил-80 принимал участие в параде в честь Дня
Победы в 2010 году в Москве.
Аэродинамически Ил-80 представляет собой низкоплан с однокилевым хвостовым
оперением и нормальной схемой. Шасси представлено 4 стойками: одной носовой и
тремя основными. При этом для более равномерного давления на
взлётно-посадочную полосу основные стойки шасси оборудованы четырёхколёсными
тележками.
Ил-80 имеет достаточно крупных размеров накладной отсек, находящийся в его
носовой части. Данный отсек служит для размещения в нём необходимой
радиоэлектронной аппаратуры. Также одним из крупных визуальных отличий от Ил-86
стало отсутствие иллюминаторов. На крыле самолёта установлены
пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного
оборудования самолёта.
Основные отличия от базового самолета Ил-86:
- снято все пассажирское и транспортное оборудование;
- главное изменение – установлен радиотехнический комплекс связи, обеспечивающий
работу с системами управления всех видов ВС, в т.ч. АСУ, ТКС, СДВ и др.
напрямую, через наземный, морской или воздушный ретранслятор или через спутник;
- установлена общевойсковая система определения государственной принадлежности
"Пароль";
- установлен новый комплекс связи для летного экипажа, соответствующий ОТТ ВВС;
- для обеспечения функционирования РТК установлена отдельная система
кондиционирования, состоящая из нескольких подсистем;
- в пассажирском салоне установлен новый интерьер для размещения группы боевого
управления, операторов РТК и их оборудования;
- установлено новое СПУ (в соответствии с изменением состава экипажа – летного и
оперативного);
- из конструкции СЧФ исключены иллюминаторы, изменено количество и расположение
входных дверей, аварийных люков и трапов, в связи с чем переделан каркас
фюзеляжа;
- для обеспечения функционирования системы защиты от ОМП изменена СКВ самолета;
- для обеспечения питания РТК, системы его кондиционирования, СКВ кабин и др.
потребителей установлены две дополнительные ВСУ в гондолах под крылом;
- для обеспечения заданной дальности и продолжительности полета установлена штанга
дозаправки топливом в воздухе.
Ещё одной интересной особенностью Ил-80 является возможность его дозаправки в
воздухе, что позволяет существенно увеличить его максимальную дальность полёта,
а также время непрерывного нахождения в воздухе. Самолёт отличает также
усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий
воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва.
РТК самолета включает:
- приемо-передающие
радиостанции для работы со всеми видами связи;
- аппаратуру уплотнения
каналов; аппаратуру ЗАС;
- аппаратуру отстройки от
помех;
- ЦВМ, ОШД и модемы для
получения, выработки, передачи, хранения и обработки данных в
цифровом виде;
- систему питания с
многократным резервированием и защитой от ЭМИ;
- систему
кондиционирования;
- антенно-фидерную
систему с защитой от ЭМИ и природного статического электричества.
Оборудование: комплекс технгических средств разработки НПП "Полет" 83Т120
/ ОКР "Звено-2". На фюзеляже расположены антенны радиостанций:
-
Антенна КВ-приёмная, внизу
за центропланом в виде двух параллельных прямоугольных «гребней»,
установлены на всех четырёх самолетах.
-
Антенны КВ-передающие, в
наплывах законцовок стабилизаторов, но всего скорее внутри
радиопрозрачного обтекателя щелевые антенны со штыревым вибратором,
установлены на всех самолетах. Окраска облупленный оранжевый с
проступающим белым цветом радиопрозрачного материала.
-
Антенна СДВ-передающая
выпускная (проволока длиной около 4 км) с конусом на законцовке. Конус и
пилон на разных бортах имеет разный цвет, т.к. краска облупляется до
диэлектрика.
-
Антенна СДВ-приёмная
наверху перед килем, установлена на всех самолетах.
-
Антенны релейной, УКВ связи
и связи с РВСН у каждого самолета разные (расположенные сверху и снизу
фюзеляжа).
Главным достоинством Ил-80 является то, что данный самолёт полностью подходит
благодаря своим характеристикам к роли самолёта "Судного Дня". Имея усиленную
защиту против возможного воздействия со стороны ядерного взрыва, а также
возможность дозаправки в воздухе, он способен выполнять свои прямые функции
практически в любых условиях. Также большим плюсом является надёжность самолёта
Ил-80 и его устойчивость в воздухе.
Однако, взяв от Ил-86 плюсы, Ил-80, к сожалению, обладает и рядом недостатков,
"позаимствованных" у своего "старшего брата". Так, одним из основных минусов
самолёта является его большая масса, в связи с чем неподготовленному пилоту
поднять самолёт в воздух будет очень непросто. Также именно поэтому Ил-80
требует более протяжённой взлётной полосы, что уже само по себе исключает
возможность его использования на ряде аэродромов. Ещё одним недостатком самолёта
является его моральное устаревание, так как Ил-86 был разработан и пошёл в
серийное производство ещё в середине 70-х годов XX века.
Ил-80 является первым (и единственным) самолётом "Судного Дня", находящимся в
составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Его радиоэлектронное оборудование
позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного
конфликта, а салон обладает большой вместимостью. А начатые в 1997 году работы
по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему
блестящие перспективы в дальнейшем.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ил-80 |
Размах крыла, м |
48.06 |
Длина самолета,м |
59.54 |
Высота самолета,м |
15.81 |
Площадь крыла,м2 |
320.0 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
208000 |
Тип двигателя |
4 ТВД Кузнецов НК-86 |
Тяга, кгс |
4 х 13000 |
Максимальаня скорость, км/ч |
970 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850 |
Практическая дальность, км |
3600 |
Практический потолок, м |
11000 |
Экипаж, чел |
5 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|