В Китайской Народной Республике для ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) разработан
новый вариант самолета дальнего радиолокационного наблюдения и контроля, получивший обозначение KJ-200
(рабочее наименование Balance Beam AEW). Работы над проектом "GaoXin 5" была начата в 2000 году.
Первый прототип самолета, созданный на базе турбовинтового Y-8F200, совершил свой первый полет
8 ноября 2001 года.
Самолеты ДРЛО KJ-200 (KongJing-200 или Y-8W или Y-8GX-5 он же GaoXin
5) также как и Y-8AEW строятся на базе военно-транспортного самолета Y-8 (лицензионная версия военно-транспортного самолета Ан-12). Самолет оснащен
РЛС похожим на шведскую Ericsson Erieye AESA с дальностью обнаружения целей от 300 до 450 км.
В отличие от более миниатюрного шведского проекта антенна РЛС установлена на V-образных
стойках и дополнительной третьей, которая поддерживает заднюю секцию антенны.
Из-за этой особой приметы самолет скоро получил неофициальное прозвище
"коромысло".
Наиболее вероятно, что сама РЛС была разработана 38-м НИИ в Хефее, и ранее
прошла испытания на самолете Y-7. Остается неизвестным, оснащаются ли новые
самолеты канадскими двигателями, но они отличаются наличием новых
высокоэффективных шестилопастных винтов JL-4, которые позволили увеличить
дальность полета и снизить уровень шума.
KJ-200, обладающие ограниченными возможностями, планируется использовать совместно или автономно с самолетом ДРЛО KJ-2000, представляющим собой, как вы читали выше, версию
российского "летающего радара" А-50 с РЛС собственной разработки. Планируется, что основной схемой патрулирования станет такая - два-три KJ-200 будут барражировать на большом
удалении от "старшего брата" KJ-2000, передавая на его борт информацию в режиме реального времени.
По замыслам китайских стратегов, KJ-2000, обладающий значительно более мощным электронным оборудованием, будет обрабатывать информацию и осуществлять непосредственное управление
авиационными соединениями. Такая "двухступенчатая" схема патрулирования воздушного пространства еще больше повысит дальность обнаружения целей и боевую устойчивость всей воздушной
радиолокационной системы Китая.
Второй прототип самолета KJ-200 (на базе Y-8F600)
взлетел в январе 2005 года, а в июне 2006 года потерпел катастрофу. Для решения проблем безопасности полетов китайские военные
намерены привлекли к модернизации KJ-200 украинское авиационно-конструкторское бюро им. Антонова. В процессе модернизации
была заменена система предотвращения обледенения и аппаратура быстрого
оповещения экипажа об аварийных ситуациях на борту самолета. Сообщается, что предпринимаемые меры резко повысили надежность летательного аппарата.
Второй прототип был
модернизирован на основе окончательного варианта платформы
"III категории" и был
публично представлен в 2005 г. В носовой части были установлены
дополнительные обтекатели — на самом кончике, под ней, на законцовках
крыла, киля, в хвостовом обтекателе, что давало 360° обзор.
Так же планируются установить на самолет турбовиновые двигатели канадского производства Pratt and Whitney
Canada PW150B с шестилопастными пропеллерами British Dodi R-408, , современную авионику, включая навигационную систему фирмы Honeywell. Кроме того самолет
получит специальные контейнеры для оборудования на законцовках крыла, на верхушке хвостовой части и в носовой части фюзеляжа.