Командование ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в целях
повышения эффективности ПВО и управления тактической авиацией (ТА) приняло
решение о принятии на вооружение самолета ДРЛО и управления KJ-2000 (Kong
Jing-2000), созданного на базе российского военно-транспортного самолета
Ил-76ТД (а точнее не базе проекта АИ
ТАНТК им. Г.М. Бериева).
Работы по модернизации планера самолета заключаются в основном в установке
над фюзеляжем дискообразного обтекателя и приемника штанги дозаправки топливом в
воздухе над кабиной экипажа. В целях повышения энерговооруженности машины
оборудованы генераторами увеличенной мощности. Усилены стойки шасси самолета (предусмотрена
его посадка на грунт), а колеса передней опоры доработаны и могут поворачиваться
на угол 50° при маневрировании по взлетно-посадочной полосе. Для повышения
продольной устойчивости установлены два подфюзеляжных киля.
Тактико-технические характеристики KJ-2000 существенно не отличаются от
характеристик самолета ДРЛО и управления системы "Фалкон" на базе Ил-76ТД,
разработанного для ВВС Индии. Он способен вести разведку с высот 5 000-10 000 м
при скорости полета 600-700 км/ч в течение 7-8 ч (без дозаправки). Практическая
дальность полета 5 000 км. Максимальная взлетная масса самолета 195 т.
В состав БРЭО входят: РЛС; аппаратура системы опознавания "свой-чужой";
центральная ЭВМ; АРМ; комплект средств связи и передачи данных; комплекс
индивидуальной защиты. Кроме того, на самолете предусмотрено размещение
аппаратуры Р и РТР.
Многофункциональная трехкоординатная импульсно-доплеровская РЛС,
разработанная НИИ (Nanjing Electronic Technology Research Institute), имеет
круговую зону обзора и предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных и
надводных целей. Она работает в диапазоне частот 1200-1400 МГц и использует
большое количество сложных зондирующих сигналов. Антенная система состоит из
трех АФАР, размещенных в неподвижном дискообразном обтекателе диаметром 14 м (у
российского самолета ДРЛО и управления А-50 диаметр обтекателя 9 м, у аналогичного индийского системы "Фалкон" - 11 м). Каждая АФАР имеет сектор
обзора 120°. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей составляет 470
км.
РЛС позволяет сопровождать одновременно 60-100 воздушных целей (в том числе
низколетящие и крылатые ракеты) и наводить самолеты
тактической авиации (в автоматическом режиме или речевыми командами) на десять
из них.
Бортовая аппаратура связи и передачи данных состоит из базовой аппаратуры
самолета и дополнительной. Она будет обеспечивать обмен информацией с самолетами
ТА, КП автоматизированных систем управления видов ВС и обмен информацией между
членами экипажа и операторами. Аппаратура связи и передачи данных включает:
радиостанции УКВ-(дальность связи до 350 км); KB- (до 2 000 км) и СКВ-диапазонов, а также систему внутренней связи.
Для индивидуальной защиты самолета на его борту установлены: система
предупреждения о пуске ракет, автоматы выброса дипольных отражателей и ИК ложных
целей.
Работы по установке оборудования на самолет Ил-76ТД начались в конце 2002 года авиастроительной компанией "Сиань эркрафт индастриз" (Xian Aircraft
Industry Co.). Первый полет самолет KJ-2000 совершил в ноябре 2003 года. Всего
планируется оборудовать четыре машины этого типа. Последнюю планируется ввести в
боевой состав ВВС Китая до конца 2007 года.
В середине 2004 года руководство НОАК приняло решение о
развертывании отдельного полка самолетов ДРЛО и управления. Штаб части
развернули в г. Нанкин (провинция Цзянсу). В 2005 году на вооружение этого полка
было поставлено два самолета KJ-2000. Кроме того, в его состав планируется
включить отряд самолетов ДРЛО и управления на базе самолета Y-8, оборудованных системой "Пинхэнму", образец которой проходит в настоящее
время испытания. По заявлениям китайской стороны, специалисты из России и
Израиля не принимали участия в разработке оборудования и оснащении самолета,
однако его внешний вид и некоторые ТТХ говорят об использовании в ходе НИОКР
российского и израильского опыта.