Проектирование самолета MD-12 началось в 1956 году в Instytucie Lotnictwa
бригадой Franciszek Misztal’я к которой присоединился Leszek Dulęba. И буквы "MD"
в названии отражают фамилии создателей - Мишталь и Дулеба, соответственно и
самолет впитал себя опыт работ над CSS-12 и элементы от FM-12.
Самолет делался под АШ-21, первоначальное обозначение двухмоторного варианта -
MD-12/2s. Он был рассчитан на перевозку 14 пассажиров, был, как и FM-11/12,
среднепланом но в отличие от последних оснащался уже Т-образным оперением -
оказалось что горизонтальное оперение затеняется крылом. Однако весной 1956
года, когда проект был готов и начались продувки модели, неожиданно оказалось
что СССР прекратил выпуск АШ-21, так что пришлось ставить вместо двух советских
моторов по 615 л.с. четыре отечественных WN-3 мощностью по 320л.с. Поляки
утверждают что машина от этого даже выиграла - с польскими моторами она
оказалась более экономичной и удобной (видимо из за большей доступности
запчастей и прочих расходных материалов).
Проект с четырьмя моторами на этапе проектных работ получил обозначение
MD-12/4s-bis. Машина стала низкопланом, хвостовое оперение стало обычной схемы.
В этом варианте в 1959 построили экземпляр для статических испытаний,
законченный в марте, и следом второй - для испытаний летных, который получил
регистрацию SP-PAL. 21 июля он совершил первый полет. Салон этого прототипа не
был оборудован пассажирскими креслами, на нем проводились заводские испытания по
итогам которых были проведены некоторые изменения в конструкцию мотогондол.
Второй из летающих прототипов (регистрация SP-PBD) полетел 7.01.1961. Он был уже
полностью функциональным и готовым к применению в качестве пассажирского. Или
грузо-пассажирского или транспортного - кресла в салоне легко демонтировались.
Поэтому получил обозначение MD-12P. В августе 61го машина была передана в
опытную эксплуатацию в государственную польскую авиакомпанию LOT. За пять недель
MD-12 совершил 120 пассажирских рейсов по маршруту Варшава-Жешув. Отзывы о
машине были положительными, он хорошо летал и был экономичней прочих самолетов
LOT. В 1961-62гг самолет использовался как чартер на рейсах между Варшавой и
Познанью.
Следующей версией самолета стал аэрофотографический
MD-12F. У поляков что-то уже
использовалось для запечатления земной поверхности, но это что-то вышло из
строя, поэтому возникла острая нужда в специальном самолете. Конструкцию
фотографического довольно сильно изменили - удлинили крыло, передняя часть
самолета стала совершенно иной - с большим остеклением, удалено место второго
пилота, добавлены: автопилот, оборудование для полетов в сложных метеоусловиях,
"темная комната" для работы с фотоматериалами. Были проделаны окошки для
фотоаппаратов: два по бокам фюзеляжа - для боковой съемки, два - внизу, для
вертикальной съемки. В случае нужды оборудование демонтировано - и самолет
превращался в транспортный.
Первый полет "фотографа" с регистрационным номером SP-PBL прошел 21 июля 1962.
MD-12F совершил демонстрационные полеты в Венгрию и Румынию, якобы интерес к
машине проявили в СССР и Пакистане. Началась подготовка к серийному выпуску на
заводе WSK-Okęcie. Непонятно правда в каком варианте - пассажирском или чисто
фотографическом. Факт что за рубежом большого восторга самолет не вызвал. Вполне
возможно что приготовления были серьезными, вполне возможно что поляки начали бы
производить самолет - но 17 сентября 1963 года разбился один из прототипов MD-12
(SP-PAL). Флаттер разрушил хвостовое оперение, самолет разбился вместе с пятью
членами экипажа - двумя пилотами и тремя инженерами из авиаинститута. Проблема в
конструкции была быстро решена с гарантией что больше такого не повторится, но
на проекте был поставлен крест. Вскоре второй прототип был разобран, а вот
аэрофотографический вариант сохранился. 19 апреля 1967 он совершил свой
последний полет на аэродром авиационного музея в Кракове. Где находится до сих
пор.
В польских источниках высказываются сожаления о то что MD-12 так и не стал
серийным - мол погибла надежда на становление национальной
гражданско-пассажирской авиапромышленности. Можно посочувствовать полякам, но,
положа руку на - MD-12 был явно неудачным. Или неудачливым. Конечно из за
двигателей - маленький самолетик с четырьмя лобастыми поршневыми авиамоторами -
это жуткий анахронизм для 60х годов. Который к тому же не обладал какими-то
примечательными взлетно-посадочными характеристиками для самолета такого класса,
явно очень ограниченно годился для военных нужд, не имел никаких перспектив (во
всяком случае в качестве пассажирского и транспортного) для зарубежных
покупателей. В общем не повезло. Вроде как с 1957 года Wiktor Narkiewicz (по
чьим инициалам названы поршневые моторы WN) вел работы над ТВД в классе 1000
л.с. специально для MD-12, но, понятно, дело с новым авиамотором нового типа -
долгое и непростое. Поэтому совершенно не ясно почему в Польше для избавления от
четырехмоторности не стали искать моторы в классе "восемьсот-тысяча лошадей" на
Западе - вполне возможный вариант, ПНР было дозволено и не такое.
На родине самолета есть точка зрения что его убийцей стал Ан-2, производство
которого начиналось в это время на заводе в Мельце(Mielec). Который кстати имел
ТТХ близкие к MD-12, при этом был универсальней, проще, дешевле и т.д. и т.п. и
имел вчетверо меньше моторов. А еще хотелось бы напомнить о существовании
скромного самолетика LWD Miś - высокоплана, неудачного, но зато до чего похожего
на советско-польский Ан-28, который начал выпускаться в Польше в 80х. Может
польский авиапром на рубеже 40х-50х свернул немного не туда, и вместо мелкого
недоавиалайнера надо было развивать утилитарные СУВПы?
А еще MD-12 стал единственным разработанным и построенным в Польше
четырехмоторным самолетом.